Александр Дмитриев: восхождение по прямой

28.01.2010 в 22:44

Александр Сергеевич Дмитриев

Одному из самых почитаемых и востребованных в мире наших дирижеров Александру Дмитриеву исполнилось 75 лет. Последние три десятилетия он возглавляет Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д.Шостаковича.

Насколько легче рисовать портреты людей, в облике которых имеются неправильности, насколько проще писать о художниках, выбивающихся из нормы! О тех, что идут к цели извилистым путем и отшвыривают готовые матрицы. Александр Дмитриев поднимается к высотам искусства по прямой, на редкость последовательно и целеустремленно. Маэстро не опрокидывает установившихся обычаев и традиций. Он придерживается норм во всем: в образе жизни, нравственных установлениях, творчестве. К слову «норма» в обиходе прилепилось определение «средняя». Но для Дмитриева нормой служит отнюдь не средний показатель, а высший: интеллигентность — бескомпромиссная, талант — всеобъемлющий, работоспособность — предельная, ответственность — абсолютная. Иметь с ним дело — приятно, оттого, что надежно. Подобное же ощущение радости, основательности, стабильности, полнейшей творческой отдачи испытываешь, слушая его концерты.

Его интерпретации неизменно серьезны и начисто лишены авантюрных поползновений подменить авторское послание чем-то придуманным. Постичь заложенный композитором в свое творение внутренний смысл, проникнуться этим смыслом, слиться с ним и увлечь за собой оркестр — к этому он постоянно стремится, по многу раз возвращаясь к уже играным произведениям, подобно тому, как это некогда делал на той же филармонической эстраде великий Мравинский. Дмитриев был в течение нескольких лет ассистентом Евгения Александровича, так что от него непосредственно перенял страсть и привычку стремиться к максимальному совершенству.

Александр Сергеевич — потомственный музыкант: его отец, превосходный исполнитель на ударных инструментах, долгие годы играл в филармоническом оркестре. Первоначальное — и очень солидное — профессиональное образование будущий дирижер получил в Хоровом училище при Певческой (некогда Придворной) капелле, где по традиции, идущей от Римского-Корсакова, мальчиков обучали не только пению, но также игре на инструментах и дирижированию, где они с юных лет практически осваивали вокально-симфонический репертуар. В Ленинградской консерватории он обучался по специальностям «Хоровое дирижирование» — у легендарного педагога Е.Кудрявцевой и «Теория музыки» — у выдающегося ученого Ю.Тюлина. Аспирантуру, где его руководителем был знаменитый Николай Рабинович, он окончил как дирижер-симфонист.

Потом в течение десятилетия возглавлял в Петрозаводске оркестр Карельского радио и телевидения и здесь обрел творческую зрелость, подтвержденную лауреатством на Всесоюзном конкурсе дирижеров. В эту же пору была стажировка в Вене у Г.Сваровского и К.Остеррайхера и, как упоминалось, в Ленинграде у Е.Мравинского. Далее последовало приглашение на пост главного дирижера Ленинградского Малого оперного театра. Я с волнением вспоминаю премьеры таких спектаклей, как «Ифигения» Глюка, «Умница» Орфа и, особенно, балета Бориса Тищенко «Ярославна», музыкальная сторона которых была превосходна.

С 1977 года жизнь Дмитриева связана с АСО филармонии. Это коллектив со славной историей: именно он в войну, будучи еще оркестром Ленинградского радио, героически провел в осажденном городе премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. Войдя в послевоенную пору в состав Ленинградской филармонии и став рядом со старшим по возрасту, прославленным оркестром Мравинского, он работал под руководством таких крупных дирижеров, как К.Элиасберг и А.Янсонс, особого же блеска и мирового признания достиг при Ю.Темирканове. Дмитриеву, который сменил Темирканова, когда тот возглавил Кировский театр, надлежало сохранить реноме и высокий уровень коллектива. Это ему сполна удалось — вопреки огромным трудностям, связанным как с общим положением искусства в стране, так и с иными обстоятельствами. В 1985 году оркестру было присвоено звание «академический».

Что дирижирует Дмитриев? Все. Каких-либо репертуарных предпочтений я не замечал. Глубоко и совершенно интерпретирует он Бетховена, Шуберта, Чайковского, Брамса, Малера, Шостаковича. Французская, американская музыка, сочинения композиторов Скандинавии и славянских стран, и, конечно, отечественных авторов, в том числе новейших, звучат у него великолепно. Особого, и восхищенного, упоминания заслуживают его выступления с солистами, с которыми у него каждый раз возникает удивительный ансамбль. Неслучайно в юбилейном абонементе мастера, который в нынешнем сезоне объявила Петербургская филармония, с радостью вызвались участвовать такие превосходные артисты, как Лиана Исакадзе, Наталия Гутман, Елизавета Леонская, Элисо Вирсаладзе, Роберт Холл.

Александр Сергеевич пользуется большим уважением за рубежом — благодаря многочисленным гастролям со своим коллективом и выступлениям с другими оркестрами (с некоторыми его связывали договорные отношения и многолетнее сотрудничество). Не так давно я слышал Дмитриева в Германии: с Гамбургским симфоническим оркестром он играл русскую музыку, и то был ее истинный триумф. В свои 75 он, как и прежде, энергичен, мудр и вдохновен. Пусть же еще долгие годы его искусство несет радость почитателям, оставаясь для них образцом высокой гармонии.

Михаил Бялик

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть