Узурпаторы истины

Кто читает книги о классической музыке?

Книга о музыке — явление странное и парадоксальное. Еще Стравинский говорил: «Музыку перестали презирать лишь для того, чтобы задушить ее под цветами литературы». Как можно перевести в текст то, что принципиально не называемо и не имеет точного словесного эквивалента? Для чего нужна литература о музыке сегодня? Простой обыватель если и решится обратиться к высокому искусству, то скорее купит диск с записью известного виртуоза, чье имя раскручено в средствах массовой информации, чем возьмет с полки том, посвященный композитору или его сочинениям. И не только потому, что от этих книг зачастую пахнет нафталином. Но и потому, что существующая в них ударная доза специальной терминологии, как тяжелая артиллерия, разрушает все предвкушения от общения с Прекрасным.

Но, перефразируя классика, если книги о музыке существуют, значит, это кому-то надо. В этом вопросе разбирались участники блиц-конференции, которую организовал издательский дом «Классика XXI». Все, кто вовлечен в процесс создания, изготовления и потребления музыкальной литературы, впервые собрались за одним столом. Здесь были авторы, пишущие о музыке в различных форматах (книги, рецензии, интернет-форумы), представители издательств и музыкальных организаций, читатели и даже арбитр со стороны композиторов.

Какой должна быть современная книга о классической музыке, как она должна быть написана и в каком жанре? Наверное, в первый раз в публичном пространстве обсуждались проблемы, которые уже давно нависли над музыкальным сообществом. Книги о музыке, эти необходимые «проводники», выстраивающие коммуникацию между сложным музыкальным текстом и публикой, практически не пользуются спросом у российской аудитории. Их не читают даже студенты профильных вузов.

Евгений Цодоков, представляющий торговый дом «Эксмо-пресс», указал не только на то, что существует проблема «потребления» литературы о музыке. На нашем рынке остро ощущается нехватка справочных книг и энциклопедий, того жанра, который в первую очередь может привлечь новую аудиторию. Интересно, что именно подобного рода литература составляет основу зарубежной печатной продукции о музыке. Борьбу за читателя можно вести не только путем агитаций и рекламных акций. «Поэтика должна быть доступной, хочется, чтобы возникало ощущение „живой“ книги, которая говорит с тобой на нормальном литературном языке, — заключил Евгений Цодоков. — Она сама должна стать своеобразным произведением искусства».

Вопрос «кто же наша аудитория?» волновал всех участников дискуссии. Своими наблюдениями делились представители БСО им. Чайковского, отвечающие за аудиторию концертных залов, и Борис Лифановский, представляющий интернет-сообщество. Помимо профессионального слушателя, который ходит на концерты, общается в чатах, обсуждая специализированные темы, существует большая категория «аматеров», то есть любителей музыки. Их еще социолог Теодор Адорно в своей типологии называл «образованным слушателем». Они собирают всю информацию о своих музыкальных кумирах, хорошо осведомлены о всех интригах и скандалах современности. Именно они являются потенциальными любителями.

По словам Бориса Лифановского, в последнее время растет еще одна категория потребителей подобной продукции. Обеспеченные люди, готовые слушать и читать, часто не знают, с чего начать, в какой концертный зал податься. Очевидно, что представленные типы слушателей будут интересовать различные форматы, стили и подача материала.

Точку зрения независимого писателя отстаивали Ирина Сусидко и Павел Луцкер, постоянные авторы «Классика XXI», создатели томов, посвященных итальянской опере и новой русской книге о Моцарте. «Мы пишем книги, потому что нам обидно за державу. Мы отстаем от Запада в понимании многих процессов. Поэтому мы даем в своих книгах самую свежую информацию. И мы редко ориентируемся на конкретного читателя», — сказала Ирина Сусидко. Павел Луцкер продолжил: «Мы считаем, что выполняем социальный заказ, претворяя те интересы, которые формируются вокруг нас обществом. Это наше понимание современной ситуации. В процессе работы над книгами мы в первую очередь объясняем поставленные проблемы самим себе, а потом уже и нашему возможному читателю.»

Еще один крупный блок дискуссии — как нужно писать о музыке? Все единодушно пришли к выводу, что подобный текст должен встраиваться в систему ожиданий и интересов современного читателя. На волне популярности non-fiction в России музыкально-литературная индустрия может превратиться в очень успешный проект и найти своего нового читателя. Единственное условие для такого будущего — изменение жанровой палитры и стилистики книг о музыке. Михаил Калужский из издательской группы «Аттикус» заметил, что авторы должны писать не столько о музыке, сколько о политике, истории, искусствах, науке, на фоне которых раскрывают музыкальные интриги и сюжеты, спрягаются далекие темы и возникают неожиданные повороты. В результате, в таком опусе каждый сможет увидеть то, что близко, понятно и знакомо, но раскрыто в неожиданном ракурсе. А музыка из далекой неживой планеты превращается в обитаемый, узнаваемый и близкий мир.

Как всегда парадоксален был композитор Владимир Мартынов, автор книги «Зона opus posth, или Рождение новой реальности». «Сейчас литература о музыке переживает трагический момент, — сказал Владимир Мартынов. — Музыкальный дискурс выпал из гуманитарного знания. Он воспринимается как сухой сопромат. Вот недавно вышла книга по техникам музыкальной композиции. Я в ней ничего не понимаю. Музыканты являются врагами музыки, они узурпировали истину о ней и всячески ее скрывают».

Подводя итоги встречи, директор издательства Александр Карманов заключил: «В наше время важно не столько давать ответы, сколько ставить точные вопросы». Фактически это можно назвать девизом всей встречи. Но и ответы здесь тоже прозвучали. Издательство представило новый проект «Композиторы в квадрате», состоящий из 14 книжек-портретов. В них собраны яркие и остроумные афоризмы о музыкантах. Главная концепция серии — формат, который вызывает яркие ощущения и впечатления. Как заметил дизайнер серии Александр Васин, сегодня оформление играет одну из ключевых ролей в книжной индустрии. Книга о классической музыке должна оставлять после ее прочтения незабываемый эмоциональный след, драйв — от формы, цвета, размера и провокационного содержания. Чем парадоксальнее и необычнее это сделано, тем больше людей ее прочтут.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама