Мастер на все жанры

К 100-летию со дня рождения Владимира Канделаки

Владимир Аркадьевич Канделаки — человек, о котором многие счастливы вспоминать и сегодня. Этот уникальный артист оставил значительный след в истории отечественного музыкального театра, более шестидесяти лет отдав сцене.

Он родился 29 марта 1908 года. В 1928 году, окончив Тбилисскую консерваторию, 20-летним юнцом Канделаки приехал в Москву и поступил в Центральный техникум театрального искусства (позднее ГИТИС). Студентом второго курса будущий бас-баритон пришел на прослушивание к Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко в Музыкальный театр его имени, под руководством которого, оказавшись в театре, он и начал работу.

Канделаки стал первым исполнителем многих ролей в операх советских композиторов («Северный ветер» Книппера, «В бурю» Хренникова, «Виринея» Слонимского и других). Еще совсем молодым артистом потрясающе сыграл роль Бориса Тимофеевича в «Катерине Измайловой» Шостаковича. Легендарный театровед Павел Марков писал: «Канделаки соединяет самые разнообразные амплуа при исключительной выразительности, яркости сценических красок».

Действительно, искусство артиста необычайно многогранно, и трудно сказать, что ему ближе — драматические роли или комедийные. Он мог быть зловещим Скарпиа в «Тоске» Пуччини и в то же время поражать всех в роли Фунта в «Золотом теленке» Хренникова. Особое место занимала в его жизни оперетта. Те, кто видел Канделаки на сцене, называют незабываемыми шедеврами его образы Калхаса в «Прекрасной Елене» Оффенбаха, Оллендорфа в «Нищем студенте» Миллёкера, Стефана в штраусовском «Цыганском бароне». Две последние оперетты он сам и поставил в родном театре в 70 — 80-е годы. Вообще же, его режиссерская деятельность началась в 1943 году, а первой постановкой была «Перикола» Оффенбаха в Театре оперы и балета имени Палиашвили в Тбилиси. А премьера комической оперы Долидзе «Кето и Котэ», поставленной им в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 1950 году, стала настоящим событием в театральной жизни Москвы.

Десять лет (1954 — 1964) Канделаки, не покидая родного театра, был главным режиссером «Московской оперетты», и эти годы до сих пор называют звездными. Правда, столичная оперетта была на высоте и до него (при Григории Яроне и Иосифе Туманове) и после (при Георгии Ансимове), но Канделаки придал оперетте больше праздничности, блеска, каскада. В «Московской оперетте» он поставил за десять лет одиннадцать спектаклей. И хотя играл только в двух, но все помнят его Чезаре в «Поцелуе Чаниты» Милютина в дуэте с Татьяной Шмыгой (в те годы его супругой).

Канделаки — универсальный художник и блестящий мастер многих жанров. Именно он в 30-е годы создал совершенно уникальный вокальный ансамбль «Джаз-гол», участниками которого были солисты Музыкального театра. 10 лет ансамбль покорял всех искусством пения «a capella», потрясающе имитируя звучание саксофона, гавайской гитары, трубы, контрабаса, скрипки и т.д. А еще Канделаки много снимался в кино.

Он был невероятно подвижным актерски и интуитивно понимал всю глубину материала, в котором существовал, умея проникнуть в его природу. Музыка всегда была для него определяющим фактором. И вот поэтому, будучи драматическим актером, он мог быть и актером комедийным. И смог стать настоящим режиссером музыкального театра, зная свою профессию досконально, и всегда оставаясь Артистом с большой буквы.

Александр Водопьянов-Танненберг

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама