Новая программа ансамбля Laterna Magica

07.02.2008 в 00:41

©  Meckenem, The Lute player and the harpist (1490); Simone Martini, (1312-17, деталь фрески)  ⁄  Web Gallery of art

Петербургский ансамбль средневековой музыки, возглавляемый Ольгой Комок, привез в Москву программу «Песни сефардов», составленную из музыки иудейской элиты средневековой Испании. Благодаря заявленному музыкантами принципу реинтерпретации и домысливания показалось: чем древнее, тем современнее.

Со старинной музыкой все загадочно, средневековье дело темное. Может, поэтому концертные исполнения этой музыки, подобно перформансам, часто требуют дополнительной документации. Кроме того, что слышно и видно, существует исторический контекст, который нуждается в комментариях. Совершенно непривычная для нашего уха музыка становится ближе, если рассказать ее историю.

Контекст в данном случае таков. Сефарды — иудейское население, проживавшее на территории Испании со времен поздней античности до конца XV века, говорившее на смеси испанского с ивритом и соседствовавшее с мусульманами и христианами. В 1492 году, когда Реконкиста подошла к концу и христиане отвоевали у арабов почти все земли, захватив последний оплот мусульман — город Гранаду, настало время избавиться и от сефардов. Король подписал указ, и в течение трех месяцев из Испании были изгнаны тысячи иудеев. Они расселились по всему миру, но музыка, которую играли петербуржцы, принадлежит тем сефардским общинам, что обосновались в Турции, Греции, Сирии и Палестине. Получился этакий плавильный котел: греческие и турецкие традиционные ритмы и жанры, сдобренные восточной мелизматикой.

На концерте исполнялись в основном светские песни, собранные этнографами в 1960—1980-х годах: баллады, свадебные, любовные. То, что удалось найти и записать ученым, конечно, лишь искаженные отголоски того, что пели сефарды более пятисот лет назад. А версии ансамбля Laterna Magica, представленные на сцене «Школы драматического искусства», — и подавно отголоски отголосков, искажения искажений.

Однако современная адаптация средневековой музыки — не блажь, а задача необходимая и неизбежная. Иногда у тебя есть ноты, но нет слов, иногда, наоборот, приходится додумывать или изобретать нотную составляющую. Питерцы заявляют, что стесняться тут нечего: термин «аутентичность» не из их лексикона. Свою новую программу они называют не столько авантюрной, сколько идеалистической. И сопровождающий выступление видеоряд, отчасти рисованный, отчасти документальный, — о том, как сефарды жили, живут и будут жить в Турции и Греции, — это не реставрация прошлого, а моделирование самостоятельного художественного мира.

Что до самой музыки, она звучит очень специфично: полностью обходится без басов, исполняется на колесной лире, портативном органе, лютне, сантуре и еще нескольких диковинных ударных и щипковых инструментах. В ней главенствует не мелодия, а ритм. А когда витиевато орнаментальная мелодия все же возникает, она сразу окрашивается в скорбные тона, становится монотонной и усыпляющей. Все участники ансамбля Laterпa Magica не только играют, но и понемногу поют, хотя о классическом вокале здесь нет и речи: это или гортанные звуки, или речитативные. К концу представления публика задремала, погрузившись в транс. И музыканты вроде бы тоже задремали, улыбаясь с закрытыми глазами и раскачиваясь над инструментами. Чем не перформанс?

Ирина Ролдугина, openspace.ru

реклама

вам может быть интересно

Голос из прошлого Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

просмотры: 1868



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть