Шостакович при свечах

Завершились «Декабрьские вечера»

Последний концерт Фестиваля «Декабрьских вечеров» был отдан Квартету имени Бородина — постоянному участнику вечеров в Белом зале ГМИИ имени А.С.Пушкина. В этом сезоне прославленный коллектив вступил в новую фазу своего существования: легендарный виолончелист Валентин Берлинский, один из основателей квартета, проработавший в нем более 60 лет, по состоянию здоровья уже не смог продолжать интенсивную концертную деятельность. График бородинцев очень напряженный, рассчитан, как у любого коллектива подобного уровня, на несколько сезонов вперед и требует от участников большой мобильности.

Рубен Агаронян (первая скрипка), Андрей Абраменков (вторая скрипка) и Игорь Найдин (альт) остановили выбор на виолончелисте Владимире Бальшине, сумевшем за короткий срок органично влиться в коллектив. Во всяком случае, слушая игру бородинцев в новом составе, никаких «шероховатостей» не замечаешь: профессиональная планка по-прежнему высока, и стандарт качества ансамблевого звучания поддерживается безукоризненно. Пожалуй, появление Бальшина даже в чем-то изменило стиль игры бородинцев: на смену отстраненно-рафинированной манере, наблюдавшейся в последние годы, пришла эмоциональная открытость, свежесть чувств. Это особенно проявилось в интерпретации знаменитого ре-минорного Квартета Шуберта «Смерть и девушка». Музыканты подчеркнули драматический нерв сочинения, стремились энергетически наполнить каждую тему квартета. Медитативной созерцательности (которую стало модно находить у Шуберта везде в последнее время) здесь не было вовсе. Лирические эпизоды не были окрашены безнадежным трауром, но несли в себе внутреннее напряжение и взволнованность.

Драматургически такая «действенная» трактовка шубертовского квартета была совершенно оправдана в контексте всей программы вечера. Ведь второе отделение было отдано Пятнадцатому квартету Шостаковича, который предстал антитезой Шуберту. Исполнение Шостаковича произвело огромное впечатление. По традиции бородинцы играют его при свечах. Учитывая «поминальный» характер музыки, это оказывает потрясающее воздействие на слушателей как в психологическом плане, так и в восприятии музыки, помогая максимально сконцентрироваться на ее содержании.

Сыграв последнюю ноту, музыканты задули свечи, но уйти молча им не удалось. Зал, переполненный эмоциями, восторженно приветствовал их аплодисментами. Конечно, задуманный «прощальный» эффект (как в знаменитой симфонии Гайдна) был этим снижен, но понять желание публики приветствовать своих любимцев тоже можно.

Новый этап в жизни Квартета имени Бородина, судя по всему, складывается успешно. В планах — расширение репертуарных рамок за счет обращения, в частности, к отечественной классике XX века. А.Глазунов, Н.Мясковский, В.Шебалин, М.Вайнберг представляют, в сущности, целину, которую бородинцы намереваются освоить и, главное, вывезти на Запад. В связи с этим хочется упомянуть примечательное выступление Квартета в этом сезоне в рамках абонементов Московской консерватории. В программе были опусы Мясковского (квартет № 13), Галынина (квартет фа минор) и Шебалина — квартет № 5 фа мажор (на славянские темы, соч. 33). Был представлен пласт малоизвестной музыки, овеянной духом той страшной эпохи конца 1930 — 1940-х годов. Очевидно, что эти прекрасные и выразительные страницы нашего музыкального прошлого, сильно воздействующие на слушателя заслуживают возвращения из небытия.

В то же время Квартет имени Бородина всегда тяготел к цикличности в своей репертуарной политике. Яркие примеры: исполнение всех квартетов Д.Шостаковича или же уникальный проект — запись всех квартетов Бетховена для лейбла «Chandos», завершенная в 2006 году. Эта линия будет продолжена в следующих сезонах, где бородинцы надеются сыграть циклы струнных квартетов Брамса и Чайковского.

Евгения Кривицкая

реклама