Хроники Севера

«Золотой компас» Криса Вейтца

7 декабря на экраны всего мира вышла первая часть грядущей кинотрилогии по книгам Филипа Пулмана «Темные начала» («Северное сияние», «Чудесный нож», «Янтарный телескоп»). Вся эпопея, названная «детской книгой для взрослых сердец», разошлась по свету тиражом в 14 миллионов экземпляров, получив массу литературных премий.

Сегодня, в преддверии католического Рождества, роскошное фэнтези с бюджетом в 150 миллионов, с участием Николь Кидман, Дэниела Крэйга и Евы Грин, выходит еще и на волне скандала, спровоцированного американской Католической лигой, призывающей бойкотировать картину. Притом что богоборческие настроения не принимающего организованную религию Пулмана студия «New Line Cinema» постаралась максимально смягчить, заменив эвфемизмами наводки на Церковь и Бога. У антиклерикала Пулмана (критиковавшего, кстати, прошлогодние «Хроники Нарнии» за христианскую доктрину) в сюжете был ангел-оппозиционер, именовавший себя Создателем. В фильме генеральная битва добра и зла проходит без участия именитых высших сил, но при активном содействии всевозможных волшебных персонажей, щедро украшающих ретрофутуристическую картинку. Вейтц отверг сценарий Тома Стоппарда и написал собственный. «Золотой компас» — пиршество для глаз, технологически безупречное: как если бы «Снежная королева» встретилась с бюджетом «Властелина колец». Более 1100 спецэффектов CGI, 600 дизайнерских костюмов, съемки в Оксфорде и Норвегии (куда актеров было решено не брать в заботе об их здоровье). Мир главного блокбастера зимы населяют лапландские ведьмы, ученые-маги, аэростаты, исполинский белый медведь, одетый в броню из звездного железа, таинственная Пыль Северного полярного круга, аэронавт из Техаса, отважные цыгане, деймоны — души людей, воплощенные в похожих на человека животных, способных видоизменять свой облик, пока человек юн.

На самом деле, для понимания всей терминологии, использованной в фильме равно как и в книге, требуется отдельный словарик. Причем не только для экзотического новояза, но и для вроде бы знакомых слов, наполненных местным колоритом. Скажем, сепарация здесь — это процесс отделения человеческого существа от его деймона. Против чего, в частности, восстает главная героиня.

12-летняя Лира Белаква (Дакоту Блю Ричардс выбрали из 10 тысяч претенденток и не без помощи Филипа Пулмана), сиротка, как и Гарри Поттер, живущая в Оксфорде на попечении Иордан-колледжа (основного центра по изучению экспериментальной теологии), отправляется на поиски пропавшего друга Роджера на Северный полюс. Роджер — один из похищенных детей, которых Жертвенный совет крадет ради каких-то темных экспериментов. Параллельно дядя героини, лорд Азриэл (отчаянно голубоглазый Дэниел Крэйг в этой роли не может скрыть своего «бондовского» прошлого), изучает Пыль и силуэт другого мира, отражаемого в Северном сиянии. Магистериум, городской совет и главный правительственный орган в мире Лиры, насаждающий контроль за гражданами, называет исследование Пыли лорда Азриэла ересью.

Мир альтернативной Англии, где стартует действие «Золотого компаса», причудлив, картинка получается футуристическая, в духе Терри Гильяма отчасти. То ли позднего Диккенса эпоха, то ли раннего Жюля Верна времечко. Дирижабль, на котором Лира улетает в Лондон вместе с миссис Колтер (в роли главной злодейки — Николь Кидман), похож и на воздухоплавающее средство и на лодку капитана Немо одновременно. Когда Лира сидит в кругу глав цыганских семей, повествующих о киднэппинге со стороны Жрецов, сцена эта почти что пародирует пиратский совет с участием Джека Воробья в последней картине флибустьерской саги. Ведьмы-лучницы на метлах под предводительством Серафины Пеккалы (Ева Грин, возлюбленная Крэйга по «Казино Рояль», которое Вейтц не видел, утверждая Грин на роль) вообще будто прилетели из трэшевого «Ван Хельсинга», а армия бронированных белых медведей вызывает в памяти длинный ассоциативный ряд. Гностицизм и события космического масштаба в «Золотом компасе» мирно уживаются с говорящими зверушками и нежной отроковицей, в один лирический момент произносящей «вместе мы — сила», прямо как наследница по прямой Данилы Багрова. Лира путешествует на спине белого медведя, как Герда на олене, в особо судьбоносные моменты прибегая к помощи специального дивайса, данного ей Магистром колледжа. По форме напоминающий компас прибор под названием алетиометр не только указывает на север, но и раскрывает истину и может предсказывать будущее.

В ближайшем будущем у писателя Пулмана — продолжение трилогии под предварительным названием «Книга Пыли». Источники вдохновения — произведения Джона Мильтона, Уильяма Блейка, Генриха фон Клейста. И тема религии и власти его уже как будто мало волнует.

Оксана Гаврюшенко

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама