Лучшей Аиды я не знал...

Памяти Нинель Ткаченко

О ней буквально в один день заговорили центральные газеты, музыкальная общественность, знатоки и почитатели вокального искусства. Было это в 1962 году в дни II Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки, проходившего в Москве. Нинель Ткаченко, покорившая всех силой таланта, уникальными данными, стала лауреатом этого конкурса, который открыл также другие широко ныне известные имена — Елены Образцовой, Ирины Богачевой, Владимира Атлантова, Юрия Мазурока, Xендрика Крумма...

Родилась Ткаченко в Харькове и в 1958 году окончила там консерваторию. Стажировалась в оперной студии Киевской консерватории, а на Конкурс имени Глинки приехала из Львова, где в Театре оперы и балета уже два сезона исполняла основной репертуар. После конкурса получила ряд приглашений, в том числе из Большого театра СССР и Киевского оперного. Свой выбор она остановила на Белорусском Большом и с

1962-го по 1968 год являлась ведущей солисткой труппы. Здесь она стала приобретать широкую известность, здесь всесторонне раскрылись творческие возможности певицы. Татьяна и Лиза в операх Чайковского, Наташа в «Русалке» Даргомыжского, Ярославна в «Князе Игоре» Бородина, Аида, Дездемона, Леонора, Амелия в операх Верди, Сантуцца в «Сельской чести» Масканьи, Кассандра в «Орестее» Танеева — в этих и других партиях проявилась редчайшая природная красота голоса певицы, ее искусство сценического перевоплощения.

Характерны слова Гизеллы Шрётер, известной немецкой певицы: «Я слышала многих исполнительниц Тоски и считаю Нинель Ткаченко одной из лучших. Она покоряет необыкновенно красивым и выразительным голосом. В свое пение она вкладывает душу, ее эмоциональность захватывает и зрителей, и партнеров. Мне хочется отметить также высокую музыкальную культуру, благородную простоту сценического поведения, артистическое обаяние и совершенное мастерство моей коллеги».

В Большом театре Нинель Ткаченко впервые появилась в 1964 году в партии Аиды по приглашению великого дирижера Александра Мелик-Пашаева. Позднее пела здесь также Тоску, Лизу и Ярославну. В 1976 году, после триумфального успеха в «Трубадуре» Верди в Сегеде (Венгрия), маэстро Паль Томаш предложил певице участвовать в вердиевском же «Набукко» на международном фестивале, вместо отказавшейся Марии Каллас. Н.Ткаченко подготовила партию Абигайль и с огромным успехом спела пять спектаклей. Впоследствии с успехом пела эту партию в других странах. В 1960 — 70-е годы ее часто называли одним из ведущих сопрано европейского масштаба, отмечая широчайший диапазон голоса, не имеющий тесситурных ограничений, редкую красоту тембра, царственную внешность.

Ее пение было способно приобретать мощное, словно налитое металлом, звучание, свободно пробивающееся сквозь оркестр; мягкие, лирические интонации внезапно сменялись яростным взрывом страстей. И в самых контрастных эмоциональных состояниях она неизменно убеждала. Владела она и еще одним, редким умением: ее персонажи воспринимались как живые, реальные люди, из плоти и крови, в чье существование веришь сразу, невзирая на условность оперного спектакля.

Так же, как в опере, певица имела большой успех в области концертного исполнительства. В этой сфере она открывала все больше возможностей для воплощения своих творческих замыслов. Поэтому в 1981 году, находясь в зените славы на оперной сцене, стала солисткой Московской государственной филармонии, посвятив себя концертной деятельности. Огромен концертный репертуар певицы, она тонко чувствовала стилистические и образные особенности камерной миниатюры. Глубокой задушевностью, благородством чувств проникнуто ее исполнение народных песен и старинных русских романсов.

В одном из интервью, данном газете «Вечерняя Москва» в 2000 году, на вопрос, какая из героинь ей ближе, Нинель Ткаченко ответила: «Пожалуй, Аида. Аида — это вершина вокала, это героиня сильной воли. И у меня она не была рабыней, а была такая же царица: властная, свободная. Она мне наиболее близка.»

Лучшей Аиды я не знаю.

Владислав Пьявко

реклама

вам может быть интересно