Удар выше пояса

«Официантка» Эдриэнн Шелли

«Официантка» Эдриэнн Шелли

Одной из гала-премьер завершившегося фестиваля «Новые образы Америки. Кинобумеранг Россия — Америка — Россия» стала картина Эдриэнн Шелли «Официантка», сорвавшая овации на открытии фестиваля Санденс. А с 27 сентября грустная романтическая комедия «Официантка» выходит в российский прокат.

«Официантка» — тот пример независимого кино (малобюджетная картина, снятая за 20 дней, собрала 18 миллионов долларов) о простых людях, почему-то крайне тяжело доходящего до адресата. Горечь в данном случае добавляется еще и потому, что это третий и последний фильм Эдриэнн Шелли (урожденной Левин, ее корни из России, имя отца она взяла себе), актрисы и режиссера, трагически погибшей в ноябре прошлого года (Шелли была убита в собственном доме рабочим-эмигрантом). До премьеры в Санденсе оставалось меньше трех месяцев.

Шелли была звездой инди-фильмов, актрисой-фетишем Хэла Хартли, для него она стала почти тем же, кем была Анна Карина для Годара. Провинциальная «Официантка», для которой Шелли сама написала сценарий и сыграла одну из ролей, — крайне важная, исповедальная для режиссера картина. Она придает новый смысл вроде бы обыденным вещам: например, неожиданно свалившемуся на голову материнству отнюдь не при самых идеальных обстоятельствах. Или же проблеме выбора, в широком значении слова. Как начать все сначала, прервать цепь молчаливого соглашательства с затянувшей как болото бытовухой, как перестать бояться и стать собой — все эти краеугольные для каждого человека проблемы здесь разрешаются не волшебным образом, а благодаря определенным усилиям героини, к которой автор относится с нескрываемой теплотой и нежностью. Вот этот великодушный взгляд, выгодно отличающий «Официантку» от прочих упражнений на околосемейные темы, не позволяет не поддаться очарованию этой скромной картины. Шелли играючи вплетает серую будничную ситуацию несчастливого брака в свой солнечный, полный юмора сценарий. «Она позволяет зрителям смеяться над простыми характерами, для других фильмов — это сложная задача, а Эдриэнн не упускает ни одной остроты», — как верно заметил актер Джереми Систо (звезда сериала «Клиент всегда мертв»), сыгравший одну из главных ролей.

...Дженна (в основном известная по ТВ, актриса и модель Кери Расселл, очень похожа на Мишель Пфайффер) живет в захолустном городишке с мужем, деспотичным, ревнивым типом с повадками неандертальца (это и есть Систо). При этом героиня — звезда местной закусочной, «фея пирожков», ее единственной отрады. Причем свои восхитительные кулинарные шедевры она называет в честь любых событий в своей жизни, как радостных, так и вызывающих неприятие. Пироги в «Официантке» делают картину аппетитной не только эмоционально, но и визуально. Изобретательность часто импровизирующей героини не знает границ. Например, пирог «Я не хочу ребенка от Эрла» — это заварной яичный крем, сыр бри и копченая ветчина в центре. Да просто гадость для Дженны. Приготовление его может сопровождаться музыкальной темой из Вагнера, «Полет валькирий» в данном случае. Есть еще рецепты под названиями «Я ненавижу своего мужа» или же «Беременная несчастная неудачница с мужем-рогоносцем». Хотя с этими страстными произведениями может соседствовать вполне романтический «Одинокий Чикаго». Или же «Удар ниже пояса» — с этим творением Дженна надеется победить на конкурсе и выиграть приз в 25 тысяч для того, чтобы сбежать от ненавистного Эрла.

Для картины было приготовлено более двухсот эксклюзивных пирогов, понадобился и «консультант по пирогам», хотя большинство десертов готовила сама Шелли с командой. Она привнесла в фильм чувственность, связанную с едой, в этой связи вспоминается и «Шоколад» Лассе Хальстрема, и «Неотразимая Марта» Сандры Неттльбек, и даже совсем свежий анимационный «Рататуй». А сладко-горькое послевкусие от картины корреспондируется с другим независимым фильмом, под названием «Еда и женщины на скорую руку» Амоса Гитая. Та же атмосфера преодоления, ситуация прыжка, совершенного благодаря внешним обстоятельствам. Просто у Амоса Гитая то была несколько сказочная история с внезапно разбогатевшей в финале (благодаря волшебным образом полученному наследству) героиней. Для официантки Дженны у Шелли ненавистная ей поначалу беременность меняет обычное течение жизни, даруя новоприобретенную и неожиданную веру через письма к будущей дочке. Хоть и поначалу она обращается к ней исключительно как «дорогой чертов ребенок». Шелли писала «Официантку», будучи на восьмом месяце беременности, и она нарушила табу, связанное с таким видом страха, как страх перед родами. «Я-то знаю, он огромен, — говорила она. — Об этом не принято говорить вслух: признаться в боязни стать матерью — это почти кощунство. Поэтому мне захотелось снять фильм об этом страхе и дать ему право голоса». Конечно же, согласно природе, материнство меняет в лучшую сторону жизнь героини, но неизвестно, что было бы, если б не любовь к симпатяге-доктору (Натан Филлион), послужившая импульсом, перевернувшая сознание Дженны. Играть славного гинеколога, вступившего в запретную связь с беременной пациенткой, Эдриэнн Шелли доверила «красивому парню, который и не подозревает о том, как он красив».

Дети и пироги, согласитесь, тоже весьма взаимосвязанные темы, в «Официантке» же они решены в настолько несентиментальной манере, с таким юмористическим посылом (как и романтические сцены здесь).

Актрису Шелли часто называли клоунессой, таков был ее имидж, потому для себя она выбрала роль одной из подружек героини, закомплексованной «серой мышки», которую никто не любит и которая единственная в картине наденет белое свадебное платье. Причем ее избранника подруги прозвали гоблином.

Ранимая и комичная «Официантка» — самое зрелое творение Шелли, памятник ее невероятно оптимистичному и дерзкому видению мира. Здесь не будет хеппи-энда в привычном смысле слова, с фатой и поцелуем в диафрагму, останутся в кадре мама и дочка (22-месячная дочь Шелли сыграла в финальной сцене фильма), непреложный истинный смысл картины, исполненной любви и понимания, что только безусловное чувство нуждается в защите. И этот момент с открытым финалом становится лучшим отражением замысла Эдриэнн Шелли.

Оксана Гаврюшенко

реклама