Интервью с Владимиром Федосеевым

20.08.2007 в 10:41

«Беру с собой партитуры, удочку и сапоги — за грибами ходить»

Знаменитый дирижер Владимир Федосеев достоин упоминания в Книге рекордов Гиннесса. На протяжении 33 лет он возглавляет один-единственный оркестр — Большой симфонический имени Чайковского. В нынешнем августе Федосеев отметил свое 75-летие, но предпочитает акцентировать внимание поклонников на другой дате — 20 октября он откроет новый сезон празднованием полувекового юбилея своей творческой жизни. А сезонный марафон БСО начнет с зарубежных гастролей — 26 августа оркестр выступит на Десятом фестивале российского искусства в Канне. На старте юбилейного года с Владимиром Федосеевым встретилась обозреватель "Известий" Мария Бабалова.

вопрос: Почему на свой день рождения вы всегда уезжаете в глушь, в деревню?

ответ: Я вообще стараюсь бывать как можно меньше на людях, даже после концертов. Всегда пытаюсь избегать всяческих ужинов и приемов. За год накапливается столько впечатлений, что хочется хотя бы крошечный отрезок времени, называемый отпуском, побыть с самим собой, с женой и с природой. Природа дает мне очень много сил, обновление какое-то происходит.

в: Что вы всегда берете с собой в отпуск?

о: Удочки, сапоги — за грибами ходить — и кучу партитур. Утром бродишь по лесу и гриб высматриваешь или на речке за поплавком пристально наблюдаешь: дернется — не дернется. И больше ни о чем не думаешь. А днем, после обеда, часа по три — обязательные занятия музыкой. Без которой я жить не умею.

в: Что вы готовите к сезонному марафону?

о: Самая высокая планка, если я смогу это сделать достойно, — конечно, Торжественная месса Бетховена, о которой я всю жизнь мечтал. Правда, я уже дирижировал ею и в Риме, и в Москве. Но всегда без абсолютного удовлетворения, потому что я никогда не мог найти полный состав солистов, соответствующих этому сочинению. На сей раз вроде бы все должно получиться именно так, как я себе представляю. Бетховен — самый современный композитор в мире. Это мое глубокое убеждение.

в: Для вас важно, чтобы искусство воспринималось наднационально?

о: Нет, я все-таки за национальное восприятие искусства. Но считаю, что Бетховен — наднациональный композитор, как и Чайковский. В исполнении Чайковского западными оркестрами проскальзывает сентиментальность. А ее нет у Чайковского ни в симфониях, ни в операх.

в: Администрация Большого театра жалуется, что вы упорно манкируете ее приглашениями...

о: Да, Большой театр ко мне много раз обращался. Но, во-первых, он стал это делать в тот момент, когда основная сцена закрылась на ремонт. Во-вторых, я стал предлагать им своих режиссеров, своих певцов и те оперы, которые хотел бы поставить, — "Князь Игорь", "Хованщина", "Борис Годунов", "Пиковая дама". Но все эти оперы оказались уже заняты другими дирижерами. "Пиковую даму" взял Плетнев, "Бориса Годунова" — Ведерников. Так что мы не совпали в желаниях. Поэтому "Бориса Годунова" я поставлю в марте в Цюрихе.

Должен честно признаться, что единственный формат, в котором меня теперь привлекает опера, — это концертное исполнение, где я освобождаюсь от присутствия режиссера. В последнее время я сталкивался с такими режиссерами, которые совершенно не понимают, что они делают. И самое страшное — не хотят понимать и познавать. Образовалась своеобразная лига режиссеров-вандалов. Особенно охотно они губят русскую музыку. Но уже и на Моцарта покушаются. И Зальцбург сотрясают страшные скандалы.

в: Дирижерская профессия — для либералов или для деспотов?

о: Можно ведь по-разному повелевать тиграми в клетке: один дрессировщик хлыстом бьет и сам дрожит от страха, а другой берет лаской. Думаю, надо лаской и компетентностью. В искусстве должен командовать авторитет, но манера командования должна быть демократичной. В любви человек становится талантливее и сделает гораздо больше, чем от страха или ради денег. Деспотизм Мравинского — это исключение. Причем Мравинский сам по себе был добрым человеком. Но в профессии отчасти олицетворял сталинский режим, при котором жил.

в: Почему, на ваш взгляд, русские музыканты так любят выпить?

о: Мы просто, когда выпьем, шумим больше. Натура у нас такая же необъятная, как страна.

в: В мире сейчас больше хороших оркестров или хороших дирижеров?

о: Оркестров больше. Но при этом они становятся похожими друг на друга. Теперь невозможно на слух различить большинство оркестров, а ведь было время, когда можно было узнать оркестр по первому аккорду. Как результат — падает спрос на записи. Многие фирмы терпят настоящий крах. У людей пропал интерес к музыке. Дирижирование становится доступным хобби, перестает быть профессиональным. Теперь дирижируют все кому не лень. Вроде бы каждый может. На самом деле — не каждый. Умные музыканты — такие, как Рихтер, Третьяков, Давид Ойстрах, сразу это понимали, после первых проб. Любая самодеятельность унижает профессию. Знаю очень много случаев, когда, занимая дирижерский пульт, прекрасный музыкант становится даже физиологически смешон.

в: А как рождается иллюзия вседоступности дирижерской профессии?

о: Публику задурили, она потеряла вкус, эталон. К тому же сегодня все продается и покупается, в том числе и место за дирижерским пультом. Если раньше выступление в Большом зале консерватории означало, что ты гениальный или, как минимум, выдающийся музыкант, то сегодня банально платишь деньги и играешь сколько вздумается. Раньше в консерваторию принимали десять скрипачей, а сейчас сотню примут, лишь бы деньги платили. То же самое происходит с оркестрами. Нельзя в Москве иметь столько оркестров. Публика потеряла ориентир — где хороший, где плохой? В Вене всего три оркестра. И Москве трех высококлассных тоже было бы достаточно. А у нас их пятнадцать. И все — государственные, национальные и нищие. Слава богу, обещано, что президентский грант на 50 процентов повысится в этом году...

Мария Бабалова, izvestia.ru

реклама

вам может быть интересно

Не оперой единой… Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

интервью

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Владимир Федосеев

просмотры: 3170



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть