Глобализм против оперы

03.01.2007 в 11:46

Главная причина разгула похабства и произвола в опере — мировая глобализация. После гибели СССР этот паровой каток бесцеремонно двинулся по белу свету, стремясь закатать под асфальт целые страны и народы. Особое внимание уделяется войне с культурой, ибо она — ахиллесова пята глобализации. Оболванить человека можно по-разному: дубиной потяжелее или сделать лазерным скальпелем лоботомию. Но это требует индивидуального подхода, к тому же может вызвать активное противодействие — скажем, той же дубиной. Поэтому используются более дешевые и эффективные методы массового оболванивания путем насаждения антикультуры, загримированной под культуру (согласно теории управления, надо только умело запустить процесс — дальше он пойдет сам, подобно тому, как вода из запруды сама прокладывает себе русло).

А как подступиться к тем, кто любит слушать оперу и серьезную музыку? Для них фабрикуют "осовремененные" оперные постановки. С этой целью на оперу спустили свору театральных режиссеров новой формации, не знающих музыкально-драматического искусства, но жадно рвущихся к славе и деньгам. Прошли те времена, когда А. Тосканини, Т. Серафин, К. Бем, Г. фон Караян, С. Самосуд, А. Мелик-Пашаев, Е. Светланов и другие великие дирижеры, влюбленные в музыкальный театр, творили свои легендарные постановки, а режиссеры-интеллектуалы, тонкие знатоки искусства, воплощали в жизнь их идеи. Попробовал бы кто тогда ввести пошлый "гэг" в сценическое действо! Музыканты изломали бы о спины наглецов свои дирижерские палочки. Ведь опера — музыкально-драматическое сочинение, а не наоборот. Музыка в ней — основа развития сюжета и выражения эмоционального состояния героев, драматургия лишь призвана выявить это. Идея примата музыки в опере возникла одновременно с самим жанром. Даже у такого новатора, каким был Л. Висконти, все постановочные новации в театрах Ла Скала, Ковент-Гарден, Венская государственная опера носили печать уважения к либретто и не имели характера агрессивной интервенции.

Теперь все по-иному. Диктаторами в оперном театре стали режиссеры-постановщики. Имея смутное понятие о музыкальной структуре спектакля, они на первый план выпячивают драматургию в том виде, как они ее понимают — привлечь зрителя (не слушателя, как раньше!) и увеличить кассовые сборы. Ну а мнение дирижера, имеющего свои представления о музыкальной концепции спектакля, похоже, спрашивают в последнюю очередь. Режиссеры получили в руки мощное оружие: опера должна приносить прибыль. Под юрисдикцию закона шоу-бизнеса подпала серьезная музыка. Опера — дорогостоящая игрушка, она требует заботы и больших денежных вливаний, идущих от государства, дабы не ставить артистов в унизительную зависимость от прихоти спонсора. Но сейчас, после того как отпала нужда конкурировать с СССР в области культуры, государства не желают более тратить средства на содержание серьезной музыки. Внедрение рыночных механизмов в сферу высокого искусства — вот оружие его разрушения, вот чем, наряду с негласным заказом оболванивания широкой публики, руководствуются Джон Дью, Гарри Купфер, Гетц Фридрих, Грэм Вик, Ахим Фрейер и прочая режиссерская братия, взявшаяся за перелицовку оперных шедевров на современный лад. Алчность и честолюбие заставляют их, не мучаясь лукаво, втискивать сюжеты известных опер в рамки современности, вводить в них "клубничку", не брезговать пряными смесями нетрадиционных ориентаций, наркомании, преступности, терроризма. И дело сделано: вот оно — “новое прочтение” “устаревших опер”!

А что же Россия? Старается не отстать от Запада и поскорее вбежать в "цивилизованное" общество. И вот в Большом театре ставят "Волшебную флейту" Моцарта (постановщик Грэм Вик), где принц Тамино вламывается на сцену в одних трусах, размахивая джинсами и майкой, Царица Ночи, бандерша, появляется на "Волге", оснащенной мигалками, а артистка, играющая Папагену и Памину, поет в храме (!) Зарастро в нижнем белье: злодей Моностатос пытался ее изнасиловать. В Новой опере дудят в "Волшебную флейту" (режиссер Ахим Фрейер) по-иному — в политической тональности. Храм Зарастро — не храм мудрости, а царство тоталитаризма, сам же Зарастро сходен внешне, конечно, со Сталиным. Не ясно только одно — почему его обитатели ходят, вооруженные могучими фаллосами. Вроде трудно списать это на тоталитаризм.

После этого показ по телевидению моцартовского шедевра "Cosi fan tutti", где дирижер Д. Баренбойм добился хорошего баланса между вокалом и оркестровой частью, где достойно владеет голосом и эмоциями известная певица Доротея Решман (Фьордилиджи), где радует исполнением роли Феррандо выдающийся немецкий лирический тенор Вернер Гюра, где выше среднего уровня выступили все солисты, можно даже считать удавшимся. Это — если не смотреть на телеэкран. Но ежели все-таки посмотреть…. Постановка, по времени отнесенная к 70-м годам XX века, имеет стандартный набор пошлостей и скабрезностей, причем показаны они крупным планом. Бессмертная опера Моцарта изнасилована, но, так сказать, без затей. А бывает, что делается это в особо извращенной манере, как поступили в том же Берлине (Немецкая классическая опера) с моцартовским "Похищением из сераля". Там свирепые турки отрезают героиням груди, а Констанца убивает пашу Селима, хотя по либретто он — благородный человек. И это демонстрируется в год 250-летия Моцарта?! Это — дань уважения одному из самых светлых и высоких творцов всех времен?!

Георгий Абсава, zavtra.ru

реклама

вам может быть интересно

Бой с тривиальностью Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

опера

Персоналии

Вольфганг Амадей Моцарт

просмотры: 2452



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть