Каратели и любовники

Если судить по кассовым сборам (860,3 миллиона долларов в мире и 5,6 миллиона долларов в России), то безусловный хит осени один — полнометражный мультфильм «Шрэк-2» («Shrek 2», США, 2004. Режиссеры: Эндрю Адамсон, Келли Эсбери, Конрад Вернон). Второй фильм снят еще более ярко и остроумно, чем первый, он игривей и отчасти даже фривольный и потому более ориентирован на взрослую аудиторию, что, впрочем, не мешает малышам находить в нем свой интерес. А из артхаусных новинок вне конкуренции новый фильм Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо» («Zivot je cudo», Франция, 2004. В ролях: Славко Стимач, Наташа Солак, Весна Тривалич, Вук Коштич). По иронии судьбы последняя работа прославленного режиссера осталась без фестивальной награды. В двух словах — это история Ромео и Джульетты с шекспировской чистотой и накалом страстей. Ромео — средних лет инженер, неисправимый идеалист и неудачник, брошенный сумасшедшей женой — оперной певицей, оставшийся без сына — его забрали на войну, а затем взяли в плен. Джульетта — молодая и пышногрудая пленница-мусульманка — наш герой ее охраняет в надежде обменять на сына.

Из других новинок артхауса, а их немало, стоит выделить «Американское великолепие» («American Splendor», США, 2003. Режиссеры и авторы сценария: Шари Спрингер Берман, Роберт Пульчини). О достоинствах этой довольно популярной (кассовые сборы — 8 миллионов долларов) и оригинальной ленты говорит внушительная коллекция ее наград: главный приз на МКФ в Сандэнсе, призы ФИПРЕССИ на МКФ в Канне и в Довиле, приз за режиссерский дебют на МКФ в Эдинбурге и плюс номинация на «Оскара». Построена она как своеобразный рассказ о жизни знаменитого создателя комиксов Харви Пикара, который, кстати, и сам занят в фильме в роли самого себя — рассказывает о себе. Для авторов фильма прежде всего важны облик главного героя и его психологический портрет, а также «кухня» создания комиксов. Одним из фаворитов престижного МКФ независимого кино в Сандэнсе была и лента Майлса Берковица «20 свиданий» («20 Dates», США, 1999), также отличающаяся оригинальностью замысла и свежестью языка. Его персонаж — молодой и симпатичный парень, одержимый кино и мечтающий сделать карьеру режиссера, сумел найти инвестора для своего дебютного опуса. Но поскольку денег ему выделили крайне мало, он решил снять фильм о двадцати своих первых свиданиях с девушками. И вот он ищет героинь, снимает свои свидания с ними, рассказывает о своих творческих и душевных муках. Параллельно развертывается любовная интрига с одной из них. Время от времени в кадре появляется кинокритик, комментируя происходящее на экране и рассуждая о природе кинематографа. Все это смотрится, по меньшей мере, с любопытством.

«Кухонные байки» («Salmer fra kjokkenet». Норвегия — Швеция, 2003) — самый что ни на есть авторский фильм: Бент Хамер выступил одновременно в качестве соавтора сценария, продюсера и режиссера. Это история о том, как немолодой ученый (Томас Норстрем) из Института исследования дома в режиме «застеколья» день за днем наблюдает за жизнью немолодого холостяка (Йоахим Кальмейер). Нельзя не согласиться с членами жюри ФИПРЕССИ МКФ в Тромсе, удостоивших картину своим призом с формулировкой: «За трогательный, умный и многослойный фильм с прекрасным изобразительным решением, искусной игрой актеров и классным сценарием, в котором рассказана актуальная во все времена история о дружбе, самореализации и современности, а непреодолимое желание человеческого сердца противостоять любым схемам и обобщениям показано с изяществом, умом и юмором». Не меньшими достоинствами обладает «История матери» («The Mother», Великобритания, 2003). После очень успешного в кассовом плане «Ноттинг-Хилла» от Роджера Мичелла ждали новых легких и изящных романтических комедий, а он вдруг снял психологическую драму о бурном романе немолодой и не очень привлекательной женщины (Энн Рид) и красивого мужчины (Дэниел Крэйг), который годится ей в сыновья, — любовника ее дочери. И об одиночестве.

Для любителей боевиков «Каратель» («The Punisher», США, 2004), собравший в Америке 34 миллиона долларов, станет настоящим подарком. И это притом что он не отличается ни сногсшибательным бюджетом (и соответственно мощью спецэффектов и особой зрелищностью трюковых сцен), ни звездным составом (если не считать Джона Траволту в роли второго плана), ни оригинальностью сюжета. Зато есть в фильме режиссера-дебютанта Джонатана Хенсли крепкая драматургия (сценарий написал сам режиссер в соавторстве с Майклом Франсом), что и неудивительно — Хенсли известен как автор сценариев таких хитов, как «Армагеддон» и «Крепкий орешек-3». Убедительно выглядит в главной роли восходящая звезда Голливуда Том Джейн. Его персонаж — секретный агент ФБР Фрэнк Кэстл — стал невольной причиной смерти любимого сына крупного мафиози (Траволта), разгневанный отец узнал об этом и распорядился уничтожить Фрэнка и всю его семью. Фрэнк чудом остался жив, и теперь у него одна цель в жизни: отомстить убийцам и заказчику...

Не менее профессионально поставлен триллер Криса Кентиса «Открытое море» («Open Water», США, 2004), собравший в мировом прокате более 45 миллионов долларов. И в нем нет звезд, нет дорогостоящих спецэффектов. Его создатели просто взяли реальную историю о том, как однажды супружеская пара (ее играют Блэнчард Райан и Дэниел Трэвис) так увлеклась подводным плаванием, что не заметила, как катер с остальными туристами уплыл, и рассказали ее просто и серьезно, без всяких страшилок, присущих подобного рода продукции. Зрителям предлагается «примерить» на себя тот ужас, который внезапно обрушился на героев картины (ко всему прочему на них напала акула). И вместе с тем в фильме есть чем и полюбоваться — надводная и подводная морская стихия снята великолепно.

Новый фильм плодовитого и всегда необычного и интересного японского режиссера Такаши Миике «Один пропущенный звонок» («Chakushin Ari», Япония, 2003) многие продвинутые зрители восприняли как пародию на «Звонок» Хидео Накаты. Да и сам режиссер намекает на это названием картины. И сюжетная конструкция в общих чертах повторяет «Звонок», только в роли телевизора — предвестника смерти — выступает мобильный телефон. Но, похоже, Миике ставил перед собой совсем другую задачу — снять самый что ни на есть настоящий мистический триллер в духе «Звонка», и ничуть не хуже, чем Наката. И это у него получилось.

Историческая мелодрама «Прощальное послание» («La note bleue», Франция — Германия, 1991), безусловно, привлечет любителей кино именем режиссера — Анджея Жулавского («Главное — любить»). Интересно уже само обращение к последним месяцам из жизни Фредерика Шопена, которые он проводит в живописном имении Жорж Санд (Мари-Франс Пизье). Все без исключения актеры хороши, звучит музыка Шопена в прекрасной трактовке исполнителя главной роли — знаменитого польского пианиста Януша Олейничака. К сожалению, у фильма довольно рыхлая драматургия. Слишком много второстепенных сюжетных линий, среди которых порой растворяются главные: взаимоотношения бесконечно уставшего и больного Шопена с Жорж Санд (их любовь, увы, осталась в прошлом) и с ее дочерью Соланж (Софи Марсо), которая боготворит Фридерика и ревнует его к своей матери.

Еще одна историческая мелодрама — «Красота по-английски» («Stage Beauty», Великобритания, 2004. В ролях: Билли Крадап, Клер Дэйнс, Руперт Эверетт) — заставляет вспомнить о «Влюбленном Шекспире». До его уровня она, правда, не дотягивает, однако опытному и талантливому режиссеру Ричарду Эйру («Оскар» за «Айрис») удалось многое. В частности добиться от актеров, чтобы они сыграли на пределе своих возможностей. Легко и не без изящества рассказана сама история, богатая на неожиданные повороты сюжета. Действие происходит в середине XVII века в Британии. Основное место действия — один из популярных театров...

Если коммерческое кино и артхаус на видеорынке представлены неплохо, то о киноклассике этого не скажешь. По сути, из крупных компаний только «Премьер Видео Фильм» уделяет ей достойное внимание. Нам, в частности, предложена серия классических вестернов. В их числе не очень известный у нас фильм Сидни Поллака «Джеремайя Джонсон» («Jeremiah Johnson», США, 1972) по роману Вардиса Фишера «Горец» с Робертом Редфордом в роли человека, променявшего блага цивилизации на жизнь отшельника на лоне первозданной природы (съемки проходили зимой в горных районах штата Юта), где выжить под силу далеко не каждому. Особенно если учесть, что всегда рядом индейцы, которые могут юную красавицу подарить в жены, а могут запросто и скальп снять. Не пропустите полную режиссерскую версию знаменитой ленты Сэма Пекинпа «Пэт Гаррэтт и Билли Кид» («Pat Garrett and Billy Kid», США, 1973), которая длинней прокатной на 16 минут (на сокращениях настояло руководство студии). Джеймс Кобурн эффектен в роли мрачного циника и уголовника Пэта Гаррэтта, который, чтобы выжить, стал шерифом и отправился ловить своего бывшего подельника Билли Кида (Крис Кристофферсон) — грозу Дикого Запада. Картина примечательна еще и тем, что в ней дебютировал в кино легендарный Боб Дилан, который не только сыграл одного из бандитов в шайке Билла, но и сочинил музыку, написал песни и сам же их исполнил.

Геннадий Белостоцкий

реклама