Время Малера

Владимир Спиваков и его оркестр открыли сезон в ММДМ

8 октября Московский международный дом музыки и Национальный филармонический оркестр России открыли свой второй сезон. Чуть больше года назад новорожденный коллектив открывал здесь первый сезон. За это время оркестр успел не только встать на ноги, но и обрести уверенную поступь. Изменился и Светлановский зал, где не прекращались работы по улучшению акустики и где теперь появился свой орган.

Можно уже говорить и о складывающихся традициях, связанных с открытием нового сезона. Традиция первая: в этот вечер выступает именно НФОР, а не какой-нибудь другой коллектив. Традиция вторая: концерт посвящается одному из выдающихся музыкантов, чей юбилей приходится на текущий год. Открытие прошлого сезона посвящалось Евгению Светланову (и именно с того дня Большому залу было присвоено его имя). Нынешнее — Кириллу Кондрашину. В программу концерта-открытия вошли увертюра к «Милосердию Тита» Моцарта, Концерт № 1 для виолончели с оркестром Шостаковича (солистка Татьяна Васильева) и Первая симфония Малера. За дирижерским пультом стоял сам основатель и художественный руководитель оркестра Владимир Спиваков.

Честно говоря, присутствие в программе Малера вызывало определенные сомнения, поскольку оркестр его симфоний до сих пор не играл, да и сам маэстро, если не ошибаюсь, за такие полотна еще не брался. А уж чтобы исполнять Малера в концерте, посвященном одному из наиболее выдающихся его интерпретаторов, требуется особая смелость, даже дерзость. Между тем на концерте все получилось вопреки ожиданиям: первое отделение, не внушавшее никаких опасений, не задалось, а вот Малер, напротив, стал большой, серьезной победой маэстро и его оркестра. Но обо всем по порядку.

...Начало концерта задерживалось. Публика проявляла все признаки нетерпения. Вот уже и оркестр на сцене, а Спивакова все нет и нет. Наконец сильно припозднившийся маэстро появился, но, похоже, не успел настроиться на соответствующую волну. Моцартовская увертюра была исполнена словно бы на автопилоте и прозвучала механистично и выхолощенно. В концерте Шостаковича пульс едва ощущался, ритмический рисунок расплывался, и, хотя солистка играла по-настоящему хорошо, чувство некоей заторможенности перетекало со сцены в зал. И вот — второе отделение. Буквально с первых тактов, первых звуков малеровской симфонии возникла уверенность: верный тон найден, и все должно получиться. Так и вышло.

Спиваков не пытался следовать кондрашинской трактовке Первой симфонии (легкодоступной ныне благодаря переизданным «Мелодией» записям — см. «Культуру» № 37). Возможно, он ее даже и не слышал. Его же собственная оказалась ближе к бернстайновской — прежде всего в плане ощущения малеровского времени как более текучего, в противоположность концентрированному кондрашинскому. И тем не менее это была спиваковская трактовка, органичная именно для него. На протяжении всех четырех частей путеводная нить музыкальной мысли ни на миг не ускользала от маэстро. Даже финал, где так легко увязнуть, был продирижирован сколь темпераментно, столь и убедительно, без эмоциональных и смысловых потерь.

Таким образом, первая встреча Национального филармонического оркестра с творчеством Малера оказалась весьма успешной. А уже меньше чем через месяц должна состояться следующая: 7 ноября в Большом зале консерватории прозвучит Третья симфония под управлением Теодора Курентзиса.

В новом сезоне НФОР предстоит много интересных программ, в том числе в рамках тематических абонементных циклов. С ним выступят известные зарубежные дирижеры — такие, как Курт Мазур, Джеймс Конлон, Джордж Клив, Окко Каму и другие. А еще оркестр приобрел привилегированного партнера в лице знаменитой пивоваренной компании «Балтика», взявшей на себя обязательства оснастить музыкантов новыми инструментами, каковые по их индивидуальным заказам изготовят лучшие мировые производители. Первые экземпляры уже изготовлены и переданы коллективу. Вот бы и другим лучшим нашим оркестрам встретить каждому свою «Балтику».

Дмитрий Морозов

реклама