С корабля — на бал

Российский национальный оркестр, судьба которого в 2003 году особенно волновала общественность, открыл сезон в Большом зале консерватории концертом, достойным сопутствовавшего ему триумфа. Тому нашлись объективные причины. Начало сезона в столице естественным образом совместилось с окончанием традиционного «Волжского турне». И на этот раз в туре вновь принял участие основатель и худрук РНО Михаил Плетнев, который получил возможность поработать со своим коллективом достаточно продолжительное время. Направляясь из Астрахани в Нижний Новгород (откуда, буквально с палубы, — в Москву), оркестр дал восемь концертов: половину — с Плетневым, половину — с молодым питерским дирижером Александром Сладковским. Правда, часть программы тура составили выступления камерных ансамблей, родившихся в недрах РНО. Стихийность и массовость их появления в РНО ставят под сомнение факт инициативы самих музыкантов, тем не менее их деятельность сказывается и на качестве звучания оркестровых групп, и на сплоченности всего коллектива в целом.

К открытию сезона в БЗК Михаил Плетнев и его подопечные приготовили популярные симфонии — Девятую Дворжака («Из Нового Света») и Четвертую Чайковского, перед тем отзвучавшие в Астрахани. Обрамлялись циклы миниатюрами Яна Сибелиуса: Элегия вначале — как плач по погибшим в Беслане, памяти которых был посвящен вечер; изящная Полька в конце — как второй бис необычайно щедрого маэстро. Наполненность звучания, ясность голосоведения, выпуклость контрапунктов, притягательная напряженность длящихся в звуке состояний — все те качества, которых можно было ожидать от оркестра в начале 90-х, вновь проявились в полной мере. Взаимное тяготение и мощный энергообмен дирижера и каждого музыканта с первых звуков были слишком сильны, чтобы оставаться вне слушательского внимания.

Симфония Дворжака неожиданно явила Плетнева, несколько отличного от его более привычного образа сумрачного философа, который при абсолютном внешнем спокойствии аккумулирует и реализует в музыке огромную внутреннюю энергию высокой концентрации. Наблюдать за фонтанирующим темпераментом маэстро не приходилось давно. Чудом успевая «пропекать» детали, он чуть не «загнал» практически все быстрые части симфонии Дворжака. Музыканты, находясь все время на грани, удерживали заданную скорость; вся многоярусная партитура, несмотря ни на что, неплохо прослушивалась, но чувство суетливости и некомфортности не оставляло. Впрочем, усиление контрастов произвело положительный эффект, а реприза первой части, когда оркестранты немного пришли в себя, адаптируясь к сумасшедшей гонке, прозвучала вполне убедительно. Наиболее гармоничной вышла вторая часть с ее приятными подробностями вроде поэтичных перекличек деревянных духовых, впечатляющего дуэттино первой скрипки и первой виолончели или темы в репризе, допетой плотными тембристыми струнными с невероятной нежностью.

Симфония Чайковского вернула Плетнева привычного. Симфонические трактовки маэстро — всегда работа тонкого и ясного ума, в особенности это касается Чайковского, которого Плетнев чувствует и понимает на метафизическом уровне. Утрированной чувствительности, на которую нередко провоцирует автор, маэстро и его коллектив предпочли полную уравновешенность. Плетнев опять вернулся к своему стоическому облику, идеальным темпам, подконтрольным эмоциям (но при том же высоком внутреннем напряжении), сохраняя педантичное отношение к деталям, мастерски вынимая из глубин оркестровой массы контрапункты и, напротив, ретушируя основные темы-мелодии. И если грамотное корреспондирование оркестровых групп можно считать показателем интеллекта оркестра, то РНО имеет достаточно высокий IQ.

Разговоры об еще одном, произошедшем за лето оттоке сил из РНО, который мог обернуться новыми проблемами, похоже, следует оставить брюзгам. Пересчет знакомых, верных своему коллективу солистов «по головам» доказывает, что этот состав даже как «мышечную массу» (не принимая во внимание музыкантское чутье и ум) трудно недооценивать. Пусть этот организм не хвастает атлетическим сложением, не играет мускулами. Он остается гибким и, кажется, универсальным партнером. И тем удачливым малым, с которым чаще, чем со многими другими, случаются события из области искусства, а не только из области энтертейнмента или обыденного ремесленничества. Взглянув на планы текущего сезона РНО и принимая во внимание столь удачный старт, нетрудно предположить, что этот коллектив по-прежнему будет претендовать на верхнюю строчку московского оркестрового хит-парада.

Татьяна Давыдова

реклама