«Duty Free» по полной программе

«Терминал» Стивена Спилберга

«Терминал» Стивена Спилберга

Скоро в прокат выходит новый фильм Стивена Спилберга «Терминал». Как это ни грустно, но давно уж ничего не ждешь, отправляясь на премьеру человека, являющегося в кинобизнесе личностью едва ли не номер один. Предыдущий фильм Спилберга «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо Ди Каприо оставил в памяти одну только проходочку главного героя в компании стюардесс. Все! Кроме этой картинки нет никакого послевкусия.

Первым делом, первым делом самолеты остались для Спилберга и на этот раз. Он прямо-таки подсел на аэропортовскую тематику. Выстроил на сей раз дорогущую декорацию, имитирующую суперсовременный аэропорт со всеми полагающимися ему службами, ресторанами и магазинами. Тридцать пять реальных компаний представили тут свой товар во всем великолепии — от забегаловок быстрого питания вроде «Burger King», «Baskin-Robbins» до бутиков зоны «Duty Free», повторив особенности оформления прототипов.

Герой «Терминала» поселился в аэропорту не по своей воле и вынужденно живет там. История абсурдная и смешная, но что толку. Том Хэнкс не порадовавший нас в последнем фильме братьев Коэн «Убийцы леди», на этот раз попытался сыграть добродушное и весьма темное существо, прибывшее в американский рай из Восточной Европы. Зовут его Виктор Наворски. Пока он летел в Нью-Йорк, на его родине свершился государственный переворот, началась война. И теперь он не может ступить на американскую землю. Объясняют ему это так: те, кто выдал вам паспорт и визу, ныне канули в Лету, так что все ваши документы не соответствуют букве закона. Коротай теперь парень дни в здании аэропорта до выяснения обстоятельств. Интересно только, куда подевались другие пассажиры с того злополучного рейса. Не один же Наворски летел в самолете. В общем, полный бред. Принимать его за художественное допущение не получается, очень уж все грубовато и приблизительно сделано. Американские критики прозвали «Терминал» еще более фантастическим фильмом Спилберга, чем «Парк Юрского периода».

Надо же было такому случиться, что аккурат в день путча в нашем родном Отечестве автору этих строк довелось пересечь на автомобиле турецкую границу со стороны Батуми. Говорят, что, если б часом позднее это случилось, уже бы не въехали в неразвращенную тогда еще российским шопингом страну. Границу перекрыли. А в Турции наутро все газеты украшали постеры заговорщиков и Горбачева. Турки смотрели с жалостью и говорили в мой адрес скупые русские фразы: «Бедненький мадама». А я ни сном ни духом. Понять не могла, в чем дело, как и герой Хэнкса, пока не увидела на экране телевизора родную страну. Никто наших прав на турецкой земле не ущемлял, в изоляцию не заключал. Но это так, к слову и о правде жизни.

С Виктором происходит нечто подобное, просто ему не повезло. Спилберг заключил его в экстремальные, искусственные обстоятельства, чтобы обострить ситуацию и человеческие проявления. Злобный чиновник-бюрократ Фрэнк Диксон в исполнении звезды сериалов Стэнли Туччи никому не дает поблажек. Торчать в аэропорту даже сверхурочные пару часов — тоска. А уж если совсем не повезет и задержишься там больше суток — совсем тяжко, начинает тошнить от аэропортовских запахов.

«Терминал» Стивена Спилберга

Так что герой Хэнкса — просто страдалец. Но он как-то сумел акклиматизироваться, приспособился к обстоятельствам. С голоду не умер, оборудовал в заброшенном помещении что-то вроде жилой комнаты. Язык даже выучил путем прямого общения с окружающими и параллельного изучения двух путеводителей: один на английском, а другой ... на русском. Хотя нет ни слова о том, что Виктор — русский. Он прибыл в Америку из загадочной Кракозии, на карте не существующей. Это, так сказать, собирательный образ восточноевропейской страны, а если горячее, то СНГ.

Но по-настоящему русский человек на экране все же появится. Это Валерий Николаев, наш посланец в Голливуде. Играет он какого-то ублюдочного типа по имени Милодрагович, перевозящего через границу неведомые нам таблетки. Русский жалок, немыт и плохо одет. По-английски, естественно, не говорит. Хэнкса — Виктора, к слову, как представителя того же СНГ, нарядили в какой-то ретрохлам. Так, по представлению авторов фильма, должны одеваться жители СНГ: плохо пошитые рубашки образца не знаю каких лет, натянутые до подмышек брюки. Ужас какой-то. Ладно хоть душа у нашего человека чистая и светлая.

Играет Том Хэнкс, надо сказать, ничуть не лучше, чем у братьев Коэн. Скромненький наборчик художественных средств. Наводит на невеселые размышления. Но его герой такой милый, сердечный. По мере аэропортовского житья-бытья Виктор поднаберет навыков и лоска. А уж когда заработает на костюм из бутика «Нugо Bоss», станет просто неотразимым, тем самым Хэнксом, каким мы его знаем и иногда даже любим. Он испытает высокие чувства к стюардессе по имени Амелия. Ее изобразит нам прекрасная Кэтрин Зета-Джонс. Героиня почувствует к Наворски тоже некоторые, хотя и платонические симпатии.

Полюбят Виктора всем аэропортом — полицейские, уборщики, менеджеры бутиков, представители службы питания. А это своего рода Америка в миниатюре, со всеми ее прелестями и изъянами. Терминал на несколько месяцев станет родным домом. Можно жить и радоваться, только свежий воздух человеку необходим. И когда война в Кракозии закончится, Виктор наконец-то ступит на американскую землю за дверьми аэропорта, глотнет его с наслаждением. По-быстрому повстречается с известным джазменом, возьмет у него автограф, чтобы пополнить коллекцию ушедшего из жизни отца (за этим он и летел в Америку), и поедет домой. Не нужен ему «берег турецкий». Всем аэропортом пойдут провожать.

Все это могло бы быть вполне изысканно и смешно, но получилось незатейливо и миловато. Так и хочется спросить: «Товарищ, Спилберг, вы это чего, а?» Рекламный слоган гласит: «Жизнь ждет». Человек затерялся в толпе, никому до него нет дела, но ожидание настоящей жизни, по Спилбергу, может быть захватывающим. Героя-то может и захватило, но нас не проняло. Говорят, что был реальный факт проживания иранца в парижском аэропорту Шарля де Голля в течение пятнадцати лет. Это и вдохновило режиссера.

Теперь Стивен Спилберг намерен снимать фильм о трагических событиях Мюнхенской олимпиады 1972 года. Тогда в результате теракта погибло одиннадцать израильских спортсменов. Чего-чего, а руку на пульсе Спилберг держать умеет. Актуальные темы ему куда лучше удаются и «Оскаров» приносят. Вспомним «Список Шиндлера» и «Спасая рядового Райана». А с комедиями дело дальше среднего уровня не идет. Зачем он вообще за них берется? Говорит, что хочет заставить нас с вами улыбнуться, что голливудские фильмы могут помочь людям в трудные времена.

Светлана Хохрякова

реклама

вам может быть интересно