Филип Гласс: «Я нахожу тишину в звуках»

11.12.2003 в 12:53

Филип Гласс. Фото: Javier del Real / Teatro Real

Приехав в Москву, Филип Гласс, один из первых композиторов-минималистов, работал в предельно напряженном режиме: три концерта за четыре дня, лекции и встречи со зрителями. Мы предлагаем читателям интервью с ним.

— Господин Гласс, на вас влияют звуки, которые вас окружают?

— Для меня это не настолько важно, как для Кейджа. Меня больше интересует тишина. Но он находил звуки в тишине, а я нахожу тишину в звуках. Кейдж меня часто критиковал и говорил: «У тебя слишком много нот». И мы вместе смеялись над его словами.

— У каждого минималиста есть свой патерн (образец), к которому он обращается, сочиняя музыку. Есть ли патерн у вас?

— Да, конечно.

— И что это?

— Если бы я мог дать точный ответ, я бы тут же отказался от этого патерна. Если человек занимается творчеством, ему очень трудно понять, что он на самом деле делает. Это все равно что смотреть на себя в зеркало. Разве можно, глядя на отражение, понять, как воспринимают тебя другие люди?

— В какое время дня вам лучше всего работается?

— Это не имеет значения. Когда я дома, я работаю ежедневно по десять — двенадцать часов в сутки. Начинаю в восемь утра и заканчиваю часов в десять — одиннадцать вечера. Во время поездок работаю гораздо меньше: много других дел.

— Правда ли, что вы посещали лекции профессора Судзуки в Колумбийском университете? Повлиял ли буддизм на ваше творчество? На минимализм вообще?

— Нет, я не посещал этих лекций. Но я хорошо знаю работы Кейджа, которые были основаны на теории Судзуки. Я его знаю через Кейджа, который много говорил о буддизме. Его творчество было тесно связано с буддийской философией, очень сильно повлиявшей на музыку, которую он писал. В моей жизни буддизм не занимает такого важного места. И мои сочинения не настолько концептуальны, как у Кейджа. Я не собираюсь его критиковать: я очень люблю его музыку и очень хорошо ее знаю. Просто у меня совершенно другой подход к работе.

— Вы давно выступаете с музыкантами из Philip Glass Ensemble?

— Многие из них работают со мной уже тридцать лет. У этого ансамбля просто захватывающее чувство ритма и музыкальность. Им все время приходится учиться играть музыку: новый композиторский язык требует новой техники. Некоторые современные сочинения на первый взгляд кажутся простыми, но стоит начать их играть, понимаешь, что сделать это не так-то легко. Когда мне говорят: какая у вас простая музыка, я воспринимаю это скорее как комплимент ансамблю. Значит, мы сегодня хорошо играли.

— Вы действительно работали в молодости таксистом?

— Да. Тогда мне казалось, что я всегда буду андеграундным композитором, который пишет музыку для узкого круга слушателей. Я был поражен тем, что зрители обратили внимание на мою оперу «Эйнштейн на пляже»: я совсем не ожидал этого. Потом была музыка к фильму «Koyaanisgatsi», к другим картинам. Когда я получил заказ написать оперы для двух крупных европейских театров, я подумал, что работу в такси можно на время отложить.

— Многие современные композиторы пишут книги о музыке, объясняющие то, чем они занимаются. Вам нравится писать о музыке?

— Я написал одну книгу и пару статей. Эта работа отнимает очень много времени и сил. И если я задумываюсь: начать писать книгу или заняться музыкой, — ответ приходит сам собой.

— Сочинение музыки для кино отличается от сочинения опер или других произведений?

— Разница только в условиях работы. Когда снимается кино, то решение о том, каким оно будет, принимают несколько человек. Вот и все. Дирижеры работают в оперных театрах, хореографы ставят спектакли на балетных сценах, а производство фильма — дело продюсера и режиссера. Но все-таки на музыку для фильма уходит меньше времени, чем на сочинение оперы. И она приносит гораздо больше денег. Правда, сочиняя музыку для кино, обычно делаешь то, что нужно режиссеру. Ситуация была просто идеальной, когда я работал с Мартином Скорсезе. Он дал мне карт-бланш: я писал музыку для картины с солидным бюджетом и чувствовал себя совершенно свободным.

Беседу вела Ольга Романцова

реклама

вам может быть интересно

«Musica Viva», сэр! Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

интервью

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Филип Гласс, Джон Кейдж

просмотры: 1404



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть