Непостижимый Кокто

Экспозиция в Центре Помпиду

«Жан Кокто: на связующей нити столетия» — так называется выставка, открывшаяся в парижском Центре Помпиду. На ней представлены не только его фотографии, рукописи, фильмы и рисунки. Организаторы решили воссоздать мир Кокто, включив в экспозицию рисунки и фотографии его близких друзей, тех, кто работал вместе с ним, снимал фильмы или играл в его спектаклях. Цель выставки — рассказать о безграничном таланте этого человека и влиянии, которое он оказал на искусство XX столетия.

Страницы жизни Кокто оживают одна за другой. Он родился в 1889 году, в семье парижских буржуа в пригороде Парижа. С детства занимался литературой, живописью и рисунком. «Занятия были своего рода спортом, упражнением, помогающим спрятаться», — напишет Кокто позже. Он был плохим студентом, дважды пытался держать экзамен на бакалавра, но так и остался без диплома. По совету матери стал писать стихи, в девятнадцать лет опубликовал первый сборник «Лампа Аладдина», не расставался с поэзией всю жизнь и был удостоен титула «принц поэтов». Постановки пьес Кокто-драматурга обычно проходили со скандалом, но, как магнит, притягивали к себе известных актеров. Он снял множество фильмов по своим собственным сценариям. В одном из залов Центра Помпиду показывают фрагмент из фильма Кокто «Кровь поэта» с участием Энрико Риверы. В другом — отрывок из его фильма «Орфей», где главную роль сыграл Жан Маре.

В 20-е годы Кокто создал графическую серию «Воспоминания о русском балете». Он сочинил либретто балетов «Парад» и «Голубой экспресс» для Русских сезонов и придумал движения для танцовщиков в «Параде». Автором декораций и костюмов балета стал Пабло Пикассо. В разделе экспозиции, посвященной «Параду», выставлены черно-белые моментальные снимки Кокто и Пикассо во время их поездки в Рим в 1917 году, когда они работали с Дягилевым над этой постановкой.

Отдельный раздел выставки посвящен портретам Кокто. Он с удовольствием позировал художникам. Работы художников и фотографов сохранили множество вариантов облика Кокто: полный острых углов портрет Модильяни, рисунки Пикассо, черно-белые фотографий Мэна Рэя и Ирвина Пенна.

«Худшая трагедия в жизни поэта, если им восхищаются оттого, что не понимают его», — писал Кокто в 1926 году. Выставка в Центре Помпиду производит двойственное впечатление. С одной стороны, она поражает огромным количеством представленных на ней работ. В то же время экспозиция разочаровывает: вступительные комментарии к каждому из разделов выставки кажутся слишком короткими, на табличках под экспонатами тоже нет никаких объяснений. Кокто по-прежнему остается непостижимым.

Елена Лазарева

реклама