Минус одиннадцать

В год столетия со дня рождения Арама Ильича Хачатуряна (1903 −1978) увидело свет издание, посвященное жизни и творчеству выдающегося композитора. Танец с саблями из балета «Гаянэ», вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», героический балет «Спартак»... Кто хотя бы раз услышал эту самобытную, терпкую, напоенную восточными ритмами и пряными мелодиями музыку, тот вряд ли сможет ее забыть. Как все гениальное, она притягивает загадочностью своего происхождения.

Необычный жанр издания — книга-альбом — предопределил и форму повествования, и композицию, и содержание. Логика книги — это логика биографии, написанной от первого лица, со связующими вставками составителя и вкраплениями комментариев соратников Арама Ильича по искусству — дирижеров, музыкантов-исполнителей. Итак, Арам Ильич подробно вспоминает о своем детстве, о семье, воскрешая трогательные подробности давней тифлисской жизни. Переломным моментом биографии называет автор свой переезд в Москву: ему 18, он на перепутье. «Я подал документы и был принят сразу в три учебных заведения: Сельскохозяйственную академию, в Институт мелиорации и в Московский университет на биологическое отделение физико-математического факультета. Я выбрал университет и изучал там морфологию растений...» Но тяга к музыке пересилила тягу к наукам и привела его на Собачью площадку, где находился Музыкальный техникум Гнесиных. Юноше с пробивающимися усиками учиться игре на рояле было поздновато, и его приняли в только что открывшийся класс виолончели. Так началось довольно позднее профессиональное приобщение Хачатуряна к музыке, тем грандиознее выглядит созданное им за последующие годы.

...Одни из немногих откровенно-трогательных строк относятся к истории создания «Гаянэ»: «...работал в Перми над балетом пять месяцев, почти не выходя из дому. Крутился в своей маленькой комнатке между пианино и столом. Вот так я написал этот балет, посадив самого себя, что называется, под домашний арест. Нужно было обязательно успеть к сроку. Ведь мы все горели тогда желанием доказать, что хотя идет война, хотя враг и наступает, но культурная жизнь продолжается, создаются художественные ценности, дух народа крепок».

Один из разделов книги подробно рассказывает о служебных делах Арама Ильича — работе в оргкомитете Союза советских композиторов. Он делал добрые и важные дела, но они оставляли для творчества лишь отведенные на сон часы. Хачатурян все прекрасно понимал, иначе бы не написал: «Оргкомитет СК СССР — ...жена, с которой я прожил интересно, но мучительно. Я отдал работе с ССК 11 лет. Это значит, что сейчас у меня минус 11 крупных сочинений». К числу несомненных достоинств книги относится эпизод о печально известном Постановлении ЦК КПСС 1948 года, имевшем тяжелые последствия для всей музыкальной культуры страны. В числе названных формалистами было имя Арама Хачатуряна. Постановление отразилось на здоровье Хачатуряна, позже он с горечью констатировал, что его творчество лишили естественного стилевого развития, в частности, ограничили в использовании современных гармонических средств, терпких диссонантных звучаний. «Если бы меня тогда не остановили, как бы я далеко ушел». А тогда дома он только провел по скатерти ногтем две черты, крест накрест, и тихо произнес: «Перечеркнули».

И все же местами повествование отдает официальным глянцем, отражающим ответы на самые главные вопросы, которые не могли не волновать создателя этой неподвластной времени музыки. Это тем более непонятно, что текстовая часть альбома базируется на воспоминаниях Арама Ильича и предполагает открытость, доверительность повествования. Рассказ от первого лица не всегда дает читателям представление о том, что происходило в глубине этой темпераментной и очень самобытной личности, а ведь именно это интересно узнать тем, кто возьмет в руки этот внешне изысканный и классно выполненный альбом.

К числу его достоинств относится галерея никогда не публиковавшихся, очень интересных фотографий, среди которых множество редких: Эрнесто Че Гевара, Эрнест Хемингуэй, Игорь Стравинский, королева Бельгии Елизавета — светские, а также теплые семейные фотоснимки. Но особый трепет вызывают фотографии, запечатлевшие Дмитрия Шостаковича в Доме творчества в Иванове — такого Шостаковича мы еще не видели и такого Хачатуряна, в общем-то, не знали. Ну а кому будет недоставать, как мне, творческих подробностей этой кипучей личности — их с лихвой компенсирует музыка (к альбому приложен компакт-диск) — те самые хиты Хачатуряна, о которых шла речь выше.

«Арам Хачатурян. Жизнь и творчество». Книга-альбом. Автор-составитель Д.А.Арутюнов. М.: Издательство «СЛОВО/SLOVO». 2003.

Елена Дмитриева

реклама

вам может быть интересно