Машина времени для Марины Шаляпиной

Грот Шаляпина в поселке Новый Свет

Лето — прекрасное время для проведения музыкальных фестивалей на открытом воздухе. В Европе их число давно перевалило за полтысячи. Даже самые маленькие города, имеющие какой-нибудь исторический или архитектурный памятник, стараются устраивать там концерты классической музыки. Выгода прямая: и культурное реноме повышается, и туризм развивается. Меломаны, знающие расписание всех европейских фестов, кочуют летом из города в город.

Нам до Европы, конечно, далеко, но первые шаги в этом направлении наиболее дальновидные продюсеры делают. К ним, бесспорно, относится Ирина Кордье, руководитель московского продюсерского центра «Фигаро». В третий раз она провела в Крыму Фестиваль оперного искусства памяти Ф.И. Шаляпина. Учитывая круглую дату, 130-летие со дня рождения гениального певца, формат фестиваля был расширен. Cоорганизаторами выступили Центр оперного пения Галины Вишневской, министерство культуры Крыма и мэрия Судака.

Галина Вишневская стала почетным членом оргкомитета. До Нового Света она, к сожалению, не доехала, но прислала теплое приветствие, где призналась, что всю жизнь преклоняется перед великим певцом и рада тому, что «благодаря Шаляпинскому фестивалю в душах совсем юных слушателей пробудится интерес к искусству». Надо заметить, что приобщение подрастающего поколения к классической музыке — кредо Ирины Кордье, кстати, матери четверых детей. Поэтому в программе фестивалей наряду со взрослыми исполнителями всегда присутствуют детские коллективы. Дети же составляют добрую половину слушателей. Базой фестиваля стал Судак — живописнейшее место юго-восточного Крыма со знаменитой Генуэзской крепостью XIV — XV веков, взмывшей на почти отвесной скале над морем.

Открытие и закрытие фестиваля держалось на молодых. Весьма неплохой певческий уровень продемонстрировал образцовый детско-юношеский хор «Таврический благовест» Крымской государственной филармонии (художественный руководитель Ольга Шаповалова), исполнявший духовные песнопения и произведения современных украинских композиторов. Московская Школа-театр «Галина Вишневская» (художественный руководитель Елена Трацевская) показала несколько театрально-сценических композиций по страницам известных опер. Ребята от 10 до 16 лет вокально оснащены, великолепно чувствуют сцену, красиво двигаются. Умилительно слушались куплеты Трике из «Евгения Онегина» в исполнении пухлого дисканта или пастораль из «Пиковой дамы», спетая «пастухами и пастушками» нежного возраста в белоснежных стилизованных костюмах. Иное дело — сцена из «Кармен», где чувствовался наигрыш. Стоит ли детям исполнять взрослый репертуар? Тут есть над чем подумать педагогам, хотя понятно, что детская опера — жанр редкий, отсюда нехватка специального материала.

Изюминка фестиваля — ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии» Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия), который в последние годы стал своеобразной визитной карточкой республики как в России, так и за рубежом. Каким образом из якутских детей, собранных по таежным улусам, удалось вырастить первоклассных исполнителей, обладающих насыщенным звуком, чувством стиля и «подкожным» ансамблевым единством? Это педагогическое чудо, которое сотворили Лариса Габышева и Станислав Афанасенко, заслуживает особого разговора. Скажу только, что в репертуаре северян около 30 виртуозных транскрипций, ими выпущен диск и они желанные гости на любых фестивалях. Почетный гость Третьего Шаляпинского фестиваля граф Петр Петрович Шереметев, председатель Русского музыкального общества Франции и ректор Русской Парижской консерватории, созданной Ф.И. Шаляпиным в 1923 году, аплодировал северянам стоя и заявил, что берет их в Париж.

Кульминацией фестиваля стал гала-концерт Пааты Бурчуладзе и ансамбля камерной музыки Большого театра под руководством Леонида Лундстрема, который прошел в гроте Шаляпина в поселке Новый Свет (в 7 км от Судака). Ради этой экзотической площадки, собственно, и затевался фестиваль.

5 июля 2003 года в гроте было море шампанского и цветов, горели две тысячи свечей, и были Шаляпины: дочь Федора Ивановича 91-летняя Марина Федоровна и внучка Анджела Фредди-Монтефорте с супругом-итальянцем. Они прибыли морем из Фороса, поскольку оргкомитет устроил Марине путешествие на машине времени: поселил их в том самом доме, где она 4-летней девочкой отдыхала с родителями. Марина Федоровна помнила всю свою долгую жизнь, как за руку с отцом, в матросском костюмчике она спускалась по лестнице к морю и как мечтала стать моряком. Мечта отчасти сбылась: она работала на трансатлантических рейсах в качестве PR-менеджера. Несмотря на почтенный возраст, Марина Федоровна выглядит превосходно. Она была чрезвычайно тронута овацией публики, раздавала автографы.

Таким же взволнованным выглядел Паата Бурчуладзе. Он признался, что представлял себе некий зал, стилизованный под пещеру, но когда его привезли в этот уникальный природный грот, к которому надо идти полтора километра по горной тропе либо подплывать морем, он был просто поражен. Сказал, что выступление здесь не забудет никогда. Паата исполнил несколько романсов и арий из репертуара Шаляпина, которые в природной акустике прозвучали прекрасно.

В гроте на пластиковых стульях разместилось 500 зрителей, еще более сотни человек стояли. Когда после концерта на специально растянутом чуть ли не над морем экране показали документальный фильм и в гроте, как и 90 лет назад, зазвучал магический бас Шаляпина, ощущение перевернутого времени посетило уже многих...

Алла Алешина

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама