Владимир Спиваков: «Национальный — значит государственный»

06.03.2003 в 14:25

Владимир Спиваков

В конце января Михаил Швыдкой издал приказ об образовании Российского национального филармонического оркестра под руководством Владимира Спивакова, а теперь уже объявлен и конкурс на замещение вакантных должностей. Таким образом, назначив гранты лучшим или потенциально лучшим оркестрам страны, государство в лице Министерства культуры не до конца определило свои приоритеты: очевидно, что новый оркестр должен, как минимум, составить им достойную конкуренцию.

Для того чтобы мечты стали реальностью, известно, что нужно — деньги, которые привлекут в РНФО хороших музыкантов. Бюджетная доля в финансировании нового коллектива не будет выходить за общепринятые рамки (и никаких грантов ему пока никто не обещает), так что основная надежда — на спонсоров. Мы позвонили маэстро Спивакову в Париж, где в самое ближайшее время у него должны состояться очередные концерты персонального абонемента в театре «Шатле», и попросили прокомментировать ситуацию.

— Владимир Теодорович, главная идея, которой вы руководствовались, задумывая новый оркестр?

— Вероятно, вы имеете в виду не мои творческие устремления, а нечто другое... Людям, имеющим понятие об иностранных языках, известно, что «национальный» означает «государственный». Тот оркестр (РНО), которым в течение нескольких лет я имел возможность руководить — точнее, даже не руководить, а только дирижировать — имеет в своем названии слово «национальный», но является частным и не вполне российским. Новый оркестр, хотя и получит значительную спонсорскую поддержку, будет государственным. И в этом заключено существенное отличие. Разные фундаменты заложены под этими оркестрами.

— Ваш оркестр будет выражать государственную политику?

— Скажем так, повернется лицом к нашей публике.

— Качество, надо полагать, должно быть обеспечено самым высоким среди всех оркестров уровнем заработной платы?

— Зарплата — это еще не все для людей, выросших и воспитывавшихся в России. Но она, разумеется, будет не ниже, чем в других российских оркестрах.

— Где будет база вашего нового коллектива?

— В Московском международном доме музыки на Красных Холмах.

— Вас уже назначили художественным руководителем Дома музыки?

— Есть только договоренность о моем возможном назначении, но приказ такой пока не подписан.

— Что бы вы сделали в первую очередь, оказавшись на этом посту?

— Поспособствовал бы тому, чтобы были исправлены некоторые акустические погрешности, пока еще есть такая возможность.

— Как вы думаете, вам удастся наладить плодотворное сотрудничество с директором Дома Александром Ворошило?

— Еще не думал об этом.

— Видимо, образование РНФО вызывет охоту к перемене мест у многих музыкантов, в том числе и у тех, что работают в Российском национальном оркестре?

— Думаю, что лучшие музыканты РНО станут основой нового оркестра.

— Вы «уводите» лучших музыкантов из РНО, даете новому оркестру название, которое недвусмысленно перекликается с названием вашего бывшего оркестра, что — поначалу, во всяком случае, — может слегка дезориентировать почтеннейшую публику... Как вам кажется, не может ли даже и у непредвзятых лиц возникнуть ощущение, что вы просто решили взять реванш?

— Я никого не увожу насильно. И считаю, что люди имеют право выбирать и что к их выбору нужно относиться с уважением. Разумеется, вы можете называть реваншем то, что я определяю как свою принципиальную позицию. В те годы, когда создавался Российский национальный оркестр, кому угодно, в том числе и иностранцам, не возбранялось брать любые, в том числе и «национальные», названия. Мне не кажется, что это правильно.

— В названии нового оркестра фигурирует еще и слово «филармонический», традиционное для западного обихода. В какой степени РНФО будет ориентирован на Запад?

— Разумеется, мы собираемся выступать и за границей. Уже сейчас у меня масса предложений. Но прежде всего я рассчитываю работать в России, причем не только в Москве. За три года работы с РНО у нас были лишь одни серьезные гастроли по России — поездка по Волге, и она состоялась только под занавес нашего сотрудничества. Очевидно, выступления РНО в России не были предметом основного интереса его владельцев.

— Вы уже думали о творческой программе РНФО?

— Конечно. Но обнародовать ее пока считаю преждевременным. Могу только сказать, что новый оркестр должен быть представлен в Большом зале консерватории 30 ноября на открытии фестиваля «Владимир Спиваков приглашает».

Беседу вела Наталья Шадрина

реклама

вам может быть интересно

Опера из динамика Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть