Без лишних слов

Творческие вечера Илзе Лиепа

16.01.2003 в 21:38

Илзе Лиепа

Очередное мероприятие (на этот раз на Новой сцене Большого театра) провел сверхактивный Благотворительный фонд им. Мариса Лиепы. Его новая акция — два творческих вечера Илзе Лиепы под названием «Жизнь без слов», примечательные по составу исполнителей (в основном участвовали разного ранга артисты Большого), нетрадиционные по программе (среди прочих номеров лишь одно па-де-де, и то — Баланчина!), культурные и современные по оформлению (без пресловутого «звездного неба», тюля и всегда поношенно-помятых живописных задников, вместо них — тройной полиэкран, на котором, чередуясь, демонстрировались в пандан действию диапозитивы, или видеозаписи, или непосредственно происходящее на сцене).

Свои вечера Илзе Лиепа посвятила памяти старейшего балетного критика, педагога и режиссера Александры Эммануиловны Чижовой (1917—2003), которая была организатором ее первого сольного концерта, верила в ее талант, в ее звезду еще тогда, когда нынешняя знаменитость была самой обыкновенной солисткой Большого. В отличие от многих коллег Илзе Лиепа с детства прекрасно понимала, что тяжелый ежедневный труд — единственный залог успеха в ее «профессии без слов», что никто не обязан преподносить ей на белом блюдечке с золотой каемкой новые номера, партии или творческие вечера. В течение всей карьеры она неустанно экспериментировала. На этом пути ее ждали и победы, и огорчительные неудачи. Но внешне Илзе всегда сохраняла невозмутимость и благовоспитанность «железной леди», хотя нередко «прорывалась» наружу и эксцентричность ее неординарной натуры, что сказывалось как при подборе репертуара, так и партнеров — танцовщиков, хореографов. Она «примерила» на себя все амплуа — от героинь стилизованной фокинской неоклассики (что не лишено риска для балерины такого типа!) до шоу-номеров.

Сейчас, словно подводя итоги большому отрезку творческого пути, на своем вечере Лиепа решила показать все, что ее сердцу мило, что накоплено за прошедшие десятилетия (за концерт у нее было целых шесть «выходов»!). Новинкой оказался лишь одноактный шоу-балет «Город без слов» в постановке очень органичного танцовщика-хореографа Егора Дружинина — он венчал собой огромную программу, был прекрасно отрепетирован и исполнен. Среди участников концертов были ведущие солисты Большого: Анна Антоничева, Николай Цискаридзе, Геннадий Янин, Дмитрий Белоголовцев, Марк Перетокин и другие.

Из «зарубежных гостей» — одна-единственная «русская пара» из Берлинской оперы «Унтер ден Линден» — недавняя выпускница Московского училища Полина Семионова, которую переманил к себе новый руководитель берлинского балета Владимир Малахов, и ее партнер — петербуржец Артем Шпилевский, исполнившие па-де-де Баланчина на музыку Чайковского. Хотя их выступление и вызвало некий ажиотажный интерес со стороны поклонников балета, номер был выбран крайне неудачно. У Семионовой тяжеловесные стопы и нет беглости ног, столь необходимой для темповой хореографии Баланчина, зато она уже успела «наработать» замашки и штампы примы, которые вовсе не к лицу столь юной дебютантке... Вне амплуа Анны Антоничевой и Дмитрия Белоголовцева оказалась лирическая «сцена балкона» из «Ромео и Джульетты» — в другом номере они бы оставили более благоприятное впечатление. Зато очень четко и рельефно комический монолог Модеста Алексеевича («Анюта» в постановке Владимира Васильева) преподнес Геннадий Янин — благодаря его исполнению неожиданно даже «укрупнилась» вся хореография вариации. С нарочитой небрежностью, юмором и очень непринужденно он также станцевал финальное соло со шляпой из вышеупомянутого шоу-балета, который всерьез заставил задуматься над тем, какие же невостребованные актерские возможности имеются в труппе Большого!

Достойно свой огромный и разнообразный репертуар («Шехеразада», «Госпожа Бовари», «Вечность», парижская «клошарка», она же — дива из стильного «танго-шоу» Дружинина) станцевала Илзе Лиепа, разве что ее «Умирающий лебедь» несколько «выбился» из общей тональности. И все-таки кульминацией вечера, как и следовало ожидать, оказались три удачно скомпонованные сцены (первая встреча на балу, комната Графини и комната Германна) из «Пиковой дамы» на музыку Чайковского в постановке Ролана Пети. Этот балет, в прошлом сезоне специально поставленный для таких зрелых мастеров, какими сейчас являются Илзе Лиепа (Графиня) и Николай Цискаридзе (Германн), оставляет сильное впечатление. Исполнители всегда смело импровизируют в пределах заданной Пети хореографии, отчего заранее трудно предвидеть отдельные нюансы их пластической «пикировки» и «пиковой» дуэли любви-ненависти, за сиюминутными психологическими перипетиями которой следить так интересно. Они — достойные соперники-партнеры, которым дружно рукоплескал зал. Такое исполнение дорогого стоит.

Виолетта Майниеце

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

балет

Персоналии

Марис Лиепа, Ролан Пети, Николай Цискаридзе

просмотры: 447



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть