Поза вышла достаточно эффектной

В Перми состоялся VII конкурс артистов балета «Арабеск»

Екатерина Максимова

Свидетельством высокого общего уровня «Арабеска» оказался третий тур, в котором выступили 29 человек — треть всех участников. Жюри (по традиции, его возглавляла Екатерина Максимова) пришлось делать нелегкий выбор: уровень финалистов был исключительно ровным. Однако в этом соревновании побеждали скорее не танцовщики, а их педагоги — соревнование шло не среди ярких артистов, а среди учеников-отличников.

Можно было восхищаться большим личным прогрессом участвовавших в предыдущем «Арабеске» пермяков Николая Вьюжанина и Сергея Мершина, солистов петербургского Театра оперы и балета имени Мусоргского Михаила Сивакова и Андрея Маслобоева, японской танцовщицы Кеко Такейчи. Хотя их уравновешивали разочарования: Санеюки Кавасима за два года растерял академическую подготовку, полученную в классе Александра Бондаренко в Московском хореографическом училище, Александра Суродеева из Казахского хореографического училища, наделенная от природы исключительным чувством танца, почти закостенела в крепкую техничную профессионалку.

Воодушевление вызвал тот факт, что оказалась жива монгольская балетная школа (ее представляли Чойжилсурэн Ганимэг и Дугарай Алтанхуяг (II премия и приз зрительских симпатий) — чуть ли не единственный гармоничный дуэт на этом конкурсе), а в Петербурге даже в отсутствие прославленных театров можно увидеть добротное академическое исполнение в Театре балета Константина Тачкина, если танцует Анастасия Колегова (приз Пермского театра за исполнение номера на музыку Чайковского).

Но в очередной раз приходится констатировать, что многие потенциальные лауреаты стали заложниками неправильно подобранного репертуара: Сергей Мершин (III премия) не был адекватен технике Баланчина в па де де из «Доницетти-вариаций», а в «Лебедином озере» оказался больше похож на героя крестьянского па де де; прирожденный принц из Новосибирского театра Виталий Половников, наоборот, почему-то так и не решился предстать главным героем балета Петипа, и вершиной его конкурсной программы оказалось исполненное на первом туре па де де из «Фестиваля цветов в Дженцано». Партнерша Михаила Сивакова Ирина Перрен (I премия), одна из самых одаренных участниц нынешнего «Арабеска», была одинаково красива — и непроницаема — в па де де из «Корсара», «Дон Кихота» и «Лебединого озера», так и оставшись неразгаданной тайной конкурса.

Зато прямо противоположного эффекта добились 18-летняя выпускница Московской академии хореографии нынешнего года Мария Кочеткова и Владимир Дмитриев из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, по какой-то непонятной причине вылетевшие за пределы участников финала. Их репертуар — па де де из «Тщетной предосторожности», «Щелкунчика» и «Фестиваля цветов в Дженцано» — выгодно продемонстрировал обаяние, воздушность и отличную мелкую технику обоих и обеспечил паре приз зрительских симпатий. Исключительно точный выбор репертуара определил успех еще одного вчерашнего студента — 17-летнего выпускника Высшего института танца при театре «Колон» Хоакина Креспо Лопеса: он не тратил силы на то, чтобы изображать принца, добившись наибольшего успеха в финале, где исполнил вариации из «Сатаниллы» и раритетного для России «Выпускного бала» Давида Лишина.

Условия «Арабеска», в отличие от большинства международных конкурсов, дают участникам третьего тура исключительно благоприятный карт-бланш: здесь позволены не только Петипа, Горский, Иванов и Фокин, но и «отдельный номер... хореографов XIX-XX веков», выполненный в технике классического танца. Однако нам вновь пришлось наблюдать два варианта па де де из «Дон Кихота», три «Корсара» и четыре «Лебединых озера». Единственной Одиллией, на мой взгляд, оказалась стильная балерина из Литвы Ольга Коношенко, хотя и не сумевшая так же искусно, как Ирина Колесникова из Петербурга (II премия и приз Наталии Макаровой), создать впечатление виртуозности; принцем Зигфридом был только Илья Кузнецов, к сожалению, лишь на третьем туре предъявивший академический и осмысленный танец, достойный премьера Мариинского театра. А наглядный урок преподнесли Екатерина Борченко и Артем Белов из Татарского театра (II премия у партнера и приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева за лучший дуэт). Не слишком гармонично выглядевшие в традиционных па де де, они блестяще, хотя и с погрешностями вкуса, станцевали редко исполняемую и потому еще более эффектную «Вакханалию» в постановке Горского.

Бортякова и Белов оказались одними из немногих на нынешнем «Арабеске» танцовщиками, напомнившими, что балет — это не только тяжелый физический труд, ежедневная однообразная работа и испытание нервов. На этот раз на конкурсе оказалось много талантливых и мало танцующих артистов. Поэтому как праздник воспринимались появления на сцене опытного конкурсанта из Московского театра классического балета Касаткиной и Василева Алексея Борзова (III премия), представительницы Бурятии Екатерины Шаляпиной (III премия и приз жюри прессы), юного выпускника хореографического отделения Венской консерватории Дину Тамазлакару (I премия), Николая Вьюжанина (I премия и приз Михаила Барышникова), Марии Кочетковой и Владимира Дмитриева, монгольских танцовщиков. Ни один из них не был на сцене безупречен, но благодаря им все-таки хочется вновь идти в театр «на балет».

Анна Галайда

реклама

вам может быть интересно

Единство противоположностей Классическая музыка