И ночи полные огня

В Москве выступил менестрель хард-рока — Ричи Блэкмор

Ричи Блэкмор

Знаменитый гитарист Ричи Блэкмор свой 57-й день рождения отметил концертом в Лужниках при страшном аншлаге. Еще бы — это первый визит легендарного музыканта в Россию. Его бывшие друзья и соратники по группе Deep Purple в различных составах многократно выступали у нас, а вот Ричи все как-то не вписывался в гастрольные афиши первопрестольной ни в составе Deep Purple, ни в его собственной хард-рок группе Rainbow.

Московский концерт состоялся в рамках мирового тура «Fires at Midnight» группы Blackmores Night. Этому проекту уже пять лет. Акустическая мягкая музыка, стилизованная под романтические времена Средневековья и Возрождения. Эпоху вагантов и менестрелей. В 1997 году, когда вышел первый альбом Blackmores Night, музыкальная общественность была просто в шоке от того, как резко Ричи поменял направление своего творчества. К этому моменту он уже тридцать лет работал на ниве хард-рока. Надо отдать должное супергитаристу — его новое детище было безупречно технически и четко выдержано стилистически.

Зарождению данного необычного проекта послужил целый ряд обстоятельств, в том числе многолетняя любовь Ричи к готике, но главная причина была в том, что певица Кэнди Найт, в 1994 году придя в Rainbow на подпевки, вскоре стала женой Ричи Блэкмора и, что вполне естественно, уже не могла удовлетвориться ролью бэк-вокалистки. Амбиции молодой красавицы нашли воплощение как в названии группы, так и в творчестве. Ее голос стал лидирующим в этом семейном дуэте, а ее мама (то бишь теща Блэкмора) стала менеджером нового коллектива.

Итак, к сегодняшнему дню Blackmore`s Night выпустил уже три студийных альбома и побывал с концертами чуть ли не во всех странах мира. Впрочем, концерты этого акустического ансамбля проходили, как правило, в камерной обстановке небольших залов или в интерьерах средневековых замков — для полноты ощущений. Такая огромная площадка, как Дворец спорта «Лужники», предназначена для масштабных рок-концертов с активным шоу, с большими экранами, светом и буйством толпы в танцующем партере. Ничего этого не было. А было вот что: первая часть концерта прошла в ожидании Ричи под музыку какой-то невнятной группы из Питера, играющей тоже что-то вроде средневековой этники на ломаном англо-немецком языке. В технической паузе между так называемым разогревом и хэдлайнером дикторский голос заклинал публику выражать свои эмоции исключительно аплодисментами, а отнюдь не свистом, и воздержаться от просьб исполнить те или иные песни, написанные на более ранних этапах творчества г-на Блэкмора.

Наконец-таки после всех преамбул на фоне задника с изображением фрагмента каменной стены сцене появился Blackmore`s Night, одетый в соответствующие средневековые наряды. В составе группы, кроме семейного тандема, — еще пять музыкантов, выступающих под романтическими псевдонимами типа: Сэр Роберт Нормандский, Сквайр Малькольм или Леди Вита. Играют все вполне грамотно, да по-другому и быть не может, а вот понятие «шоу» отсутствует напрочь. Скудный свет, скованные движения. Единственный активный персонаж на сцене — Кэнди Найт. Она не только поет, но и всячески привлекает к себе внимание, а в паузе между номерами дает некий суетливый конферанс с ненужными комментариями к песням.

Так как музыку, которую играет Blackmore`s Night, трудно назвать заводной, публика развлекала себя сама: на трибунах громко скандировали «Happy Birthday, Richie», свистели, невзирая на давешний запрет, а один мужик во всю глотку орал: «Развод, Ричи!»

В давние времена Блэкмор в горниле харднхэви переплавлял совершенно разнообразные по стилям мелодии, не чураясь прямых цитат из классиков и современников. В его сегодняшней менестрельной ипостаси композиционные принципы остались неизменными. Слушатели смогли оценить в средневековых аранжировках «The Times They Are a Changin» Боба Дилана, русскую народную «Полюшко-поле» вкупе с Чайковским и, к радости собравшихся, пару вещей из репертуара Rainbow, а также «Soldier of Fortune» Deep Purple. Именно на этих последних вещах особенно заметными стали все недостатки вокала Кэнди в живом исполнении — нехватка обертонов и какая-то монотонная заунывность. Впрочем, и ансамбль, ориентированный на Средние века, с исполнением классики хард-рока явно не справился. Однако не будем слишком строги, Блэкмор уже написал столько хорошей музыки, что вполне заслужил право на эксперимент, а кроме того, есть определенная часть рафинированных меломанов, которым его поздние экзерсисы греют душу. Некоторые из них, вняв пожеланиям артиста, пришли на концерт в маскарадных средневековых костюмах.

Раньше искусство Блэкмора было массовым, а сейчас стало эстетским. Собственно в этом и состоит главное противоречие концерта во Дворце спорта — явное несоответствие площадки и жанра музыки.

Василий Гаврилов

реклама

вам может быть интересно