Виртуоз

Категории словаря

ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - сила, доблесть, талант) - музыкант-исполнитель (а также вообще всякий артист, художник, мастер), в совершенстве владеющий техникой своей профессии. В более точном смысле слова: артист, доблестно (т.е. смело, отважно) преодолевающий технич. трудности. Совр. смысл термин "В." приобрёл лишь в 18 в. В 17 в. в Италии В. называли выдающегося артиста или учёного, в конце того же века - музыканта-профессионала, в отличие от любителя, позднее - музыканта-исполнителя, в отличие от композитора. Однако, как правило, в 17- 18 вв., отчасти и в 19 в. крупнейшие В. были одновременно и великими композиторами (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Лист и др.).

Иск-во исполнителя-В. неразрывно связано с артистич. воодушевлением, увлекающим аудиторию и способствующим впечатляющей интерпретации произведений. Этим оно резко отличается от т.н. виртуозничества, при к-ром художеств. ценность музыки и исполнения отступает на второй план и даже приносится в жертву технич. мастерству игры. Виртуозничество развивалось параллельно с виртуозностью. В 17-18 вв. оно нашло яркое выражение в итал. опере (певцы-кастраты). В 19 в., в связи с развитием романтич. иск-ва, виртуозное исполнит. мастерство достигло своего апогея; в это же время значит. место в муз. жизни заняло и виртуозничество, вылившееся в салонно-виртуозное направление. В это время оно особенно проявилось в области фп. исполнительства. Исполняемые произв. нередко бесцеремонно переделывались, искажались, уснащались эффектными пассажами, позволявшими пианисту блеснуть беглостью пальцев, громоподобными тремоло, бравурными октавами и т.п. Возникла даже особая разновидность муз. литературы - пьесы салонно-виртуозного характера, малоценные в художеств. отношении, предназначенные лишь для демонстрации техники игры сочиняющего эти пьесы исполнителя ("Морской бой", "Битва при Жемаппе", "Разорение Москвы" Штейбельта, "Сумасшедший" Калькбреннера, "Пробуждение льва" Ан. Контского, "Бабочки" и транскрипции Розенталя и др.).

Развращающее влияние, оказываемое виртуозничеством на вкусы общества, вызывало естеств. возмущение и резкие протесты со стороны серьёзных музыкантов (Э. Т. А. Гофман, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов), порождало в них недоверчивое отношение к виртуозности как таковой: слово В. они употребляли в иронич. плане, истолковывая его как порицание. По отношению к большим артистам они обычно применяли термин "В." лишь в соединении с эпитетом "истинный".

Классич. образцы подлинной виртуозности - игра Н. Паганини, Ф. Листа (в пору зрелости); истинными В. должны быть признаны и многие выдающиеся исполнители последующего времени.

Литература: Hoffmann E. T. A., Zwei Trios fьr Pianoforte, Violine und Violoncello op. 70, von L. van Beethoven. Rezension, "Allgemeine Musikalische Zeitung", 1812/1813, то же, в кн.: Е.Т.A. Hoffmanns musikalische Schriften, Tl 3, Regensburg, 1921; Wagner R., Der Virtuos und der Kьnstler, Gesammelte Schriften, Bd. 7, Lpz., 1914, S. 63-76; Weissmann A., Der Virtuose, В., 1918; Вlaukopf К., Grosse Virtuosen, W., 1954,2 1957; Pincherle M., Le monde des virtuoses, P., 1961.

Г. М. Коган

реклама

вам может быть интересно

Пекин Города

рекомендуем

смотрите также

Литургическая драма Церковная музыка
Фальцет Опера, вокал, пение
Чакона Музыкальные жанры
Вибрато, вибрация Термины и понятия
Думка Музыкальные жанры
Этнография музыкальная Термины и понятия
Цезура Термины и понятия
Фидель Музыкальные инструменты
Симфониетта Музыкальные жанры

Реклама