Родство тональностей

Категории словаря

Родство тональностей — близость тональностей, определяемая количеством и значимостью общих им элементов (звуков, интервалов, аккордов). Тональная система эволюционирует, поэтому состав элементов тональности (звукоступенный, интервальный, аккордовый, функциональный) не остаётся тем же самым, Р. т. не есть нечто абсолютное и неизменное. Принцип Р. т., верный для одной тональной системы, может оказаться недействительным для другой. Многочисленность систем Р. т. в истории учений о гармонии (А. Б. Маркс, Э. Праут, X. Риман, А. Шёнберг, Э. Лендваи, П. Хиндемит, Н. А. Римский-Корсаков, Б. Л. Яворский, Г. Л. Катуар, Л. М. Рудольф, авторы "бригадного учебника" И. В. Способин и А. Ф. Мутли, О. Л. и С. С. Скребковы, Ю. Н. Тюлин и Н. Г. Привано, Р. С. Таубе, М. А. Иглицкий и др.) в конечном счёте отражает развитие тональной системы.

Для музыки 18-19 вв. наиболее подходящей, хотя и не безупречной, является систематика Р. т., изложенная в учебнике гармонии Н. А. Римского-Корсакова. Близкими тональностями (или находящимися в 1-й степени родства) считаются те шесть, тонич. трезвучия к-рых находятся на ступенях данной тональности (натурального и гармонич. лада). Напр., к C-dur близкородственными будут a-moll, G-dur, e-moll, F-dur, d-moll и f-moll. Прочие, далёкие тональности находятся соответственно во 2-й и 3-й степени родства. По И. В. Способину, система Р. т. основывается на том, объединимы ли тональности общей тоникой того или др. наклонения. В результате тональности делятся на три группы: I - диатонич. родства, II - мажоро-минорного родства, III - хроматич. родства, напр. к C-dur:

В совр. музыке структура тональности изменилась; утратив прежние ограничения, она во многом стала индивидуализированной. Поэтому системы Р. т., касающиеся прошлого, не отражают многообразия Р. т. в совр. музыке. Обусловленные акустич. родством звуков квинтовые и терцовые отношения сохраняют значение и в совр. гармонии. Тем не менее во мн. случаях Р. т. связано прежде всего с комплексом представленных в структуре данной тональности гармонич. элементов. В результате реально функционирующие отношения тональной близости или отдалённости могут оказаться совсем иными. Так, если, напр., в составе тональности h-moll есть гармонии V низкой и II низкой ступеней (с осн. тонами f и с), то благодаря этому к h-moll может оказаться близкородственной тональность f-moll (см. 2-ю часть 9-й симфонии Шостаковича). В теме охотников (Des-dur) из симф. сказки С. С. Прокофьева "Петя и волк" вследствие индивидуализированной структуры тональности (в ней даны только I ступень и "прокофьевская доминанта" - VII высокая) тоника полутоном ниже (C-dur) оказывается много более близкой, чем традиционная доминанта V ступени (As-dur), гармония к-рой в теме не появляется ни разу.

Литература: Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, "СМ", 1947, No 4, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Myтли А. Ф., О модуляции. К вопросу о развитии учения Н. А. Римского-Корсакова о сродстве тональностей, М.-Л., 1948; Tаубе Р. С., О системах тонального родства, "Научно-методические записки Саратовской консерватории", вып. 3, 1959; Слонимский С. М., Симфонии Прокофьева, М.-Л., 1969; Скорик M. M., Ладовая система С. Прокофьева, К., 1969; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Тифтикиди H. P., Теория однотерцовой и тональной хроматической систем, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Иглицкий М., Родство тональностей и задача об отыскании модуляционных планов, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973; Рукавишников В. Н., Некоторые дополнения и уточнения системы тонального родства Н. А. Римского-Корсакова и возможные пути её развития, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 3, М., 1975. См. также лит. при ст. Гармония.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Бельгийская музыка Национальные культуры
Словацкая музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Румынская музыка Национальные культуры
Увеличение Термины и понятия
Какофония Термины и понятия
Arabesque, арабеск Балет и танец
Сутартине Национальные культуры
Редакция Термины и понятия
Венгерская гамма Термины и понятия
Пауза Термины и понятия
Glissade, глиссад Балет и танец
Комическая опера Опера, вокал, пение

Реклама