Римская школа

Римская школа - назв. творч. направлений, сложившихся в Риме в 16-17 вв.

\1) Р. ш. в полифонич. вок. музыке - творч. школа, сформировавшаяся во 2-й пол. 16 в. во главе с Палестриной. Его последователями в нач. 17 в. были Дж. М. и Дж. Б. Нанино, Ф. и Дж. Ф. Анерио, Ф. Сориано. Для Р. ш. характерно преобладание духовных жанров (a cappella в полифонич. изложении) - мессы, мотеты. Римские композиторы писали также мадригалы. Полифонич. стиль школы (т. н. строгий стиль) отличался чистотой, плавностью мелодич. линий, консонантностью, выявлением гармонич. начала в полифонич. сочетании голосов. Отказываясь от мелодич. свободы и подчёркнутой выразительности, от хроматизмов, сложных ритмов, гармонич. жёсткостей, представители Р. ш. создавали произв. благостно-умиротворённые, созерцательные, величавые, проникнутые возвышенными эмоциями. Эти соч. отвечали требованиям католич. церкви в период Контрреформации. Вместе с тем они подготовляли, наряду с иными течениями музыки кон. 16 в., переход от полифонии к гармонии. В дальнейшем Р. ш. выродилась в академич. направление церк. хор. музыки a cappella и утратила значение.

\2) Р. ш. в опере - одна из первых оперных школ в Италии, выдвинувшаяся в 20-30-е гг. 17 в. В ней наметились две линии: пышного оперного спектакля барочного стиля (начиная от оперы "Цепь Адониса" Д. Маццокки, 1626) и нравоучительно-комического, близкого комедии дель арте ("Страждущий да надеется" В. Маццокки и М. Мараццоли, на сюжет из "Декамерона" Боккаччо, 1639). Крупнейшим представителем Р. ш. был комп. С. Ланди (лучшая опера - "Св. Алексей", 1632), в произв. к-рого объединились в известной мере обе тенденции. В операх Ланди сочетаются подлинно драм., даже трагич. ситуации, христ. нравоучения, фантастика и быт. Ещё более причудливое смешение христ. морали и жанрового правдоподобия характерно для римских опер комич. типа. Благодаря развитию жанровых сцен (напр., сцена ярмарки) в этих спектаклях появились новые элементы муз. стилистики - разговорные, с небольшой поддержкой клавесина, речитативы (recitativo secco), песенки, жанровые хоры. Одноврем. в римской опере возросла роль ариозного начала (выражение драм. эмоций). Среди композиторов выделились также Л. Виттори (опера в пасторальном жанре "Галатея", 1639), М. Росси ("Эрминия", 1637). Развитие оперы в Риме в 17 в. проходило в сложной обстановке и во многом зависело от личности того или иного папы: оперному т-ру то оказывалось покровительство (Урбан VIII Барберини, Климент IX Роспильози), то он подвергался преследованию (папы Иннокентий X и Иннокентий XII). Здания т-ров то строили, то разрушали. Традиции Р. ш. затем отчасти перешли в Венецию и получили здесь развитие в иных обществ. условиях.

Литература: Ademollo A., I teatri di Roma nel secolo decimosettimo, Roma, 1888; Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der Italienischen Oper im XVII. Jahrhundert, Bd 1, Lpz., 1901; Rolland R., L'opera au XVII siиcle en Italie, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du Conservatoire... fondateur A. Lavignac, partie I, (v. 2), P., 1913 (рус. пер. - в кн.: Роллан Р., Опера в XVII в. в Италии, Германии, Англии, М., 1931), Ridder L. de, Der Anteil der Comedia dell'Arte an der Entstehungs- und Entwicklungsgeschichte der komischen Oper, Kцln, 1970 (Diss.).

T. H. Соловьева

реклама

вам может быть интересно

Фортепиано Музыкальные инструменты
Роговой оркестр Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Латиноамериканская музыка Национальные культуры
Амстердам Города
Челеста Музыкальные инструменты
Переченье Термины и понятия
Симфоническая картина Музыкальные жанры
Инструментовка Термины и понятия
Мангеймская школа Течения в искусстве
Фигура Термины и понятия
Григорианское пение Церковная музыка
Миниатюра Музыкальные жанры

Реклама