Квартет

Квартет

итал. quartetto, от лат. quartus — четвёртый; франц. quatuor, нем. Quartett, англ. quartet

1) Ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). Состав инстр. К. может быть однородным (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые инструменты) и смешанным. Наибольшее распространение из инструментальных К. получил струнный К. (две скрипки, альт, виолончель). Часто встречается также ансамбль фп. и 3 струн. инструментов (скрипка, альт и виолончель); его называют фп. К. Состав К. для духовых инструментов может быть различным (напр., флейта, гобой, кларнет, фагот или флейта, кларнет, валторна и фагот, а также 4 однотипных инструмента - валторны, фаготы и т. п.). Среди смешанных составов, помимо упомянутых, распространён К. для дух. и струн. инструментов (флейта или гобой, скрипка, альт и виолончель). Вок. К. может быть женским, мужским, смешанным (сопрано, альт, тенор, бас).

2) Муз. произв. для 4 инструментов или певческих голосов. Среди жанров камерных инстр. ансамблей преобладает струнный К., к-рый во 2-й пол. 18 в. пришёл на смену господствовавшей раньше трио-сонате. Тембровая однородность струн. К. влечёт за собой индивидуализацию партий, широкое использование полифонии, мелодич. содержательность каждого голоса. Высокие образцы квартетного письма дали венские классики (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен); у них струн. К. обретает форму сонатного цикла. Эта форма продолжает применяться и в последующее время. Из композиторов периода муз. романтизма важный вклад в развитие жанра струн. К. внёс Ф. Шуберт. Во 2-й пол. 19 в. и в начале 20 в. в струнном К. используются лейтмотивный принцип и монотематизм, возрастает значение картинности, красочности, в частности колористической трактовки гармонии, обогащается инструментальная фактура (А. П. Бородин, отчасти П. И. Чайковский, С. И. Танеев, А. К. Глазунов, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель). Глубокий и тонкий психологизм, напряжённая экспрессия, порой трагизм и гротеск, выявление новых выразительных возможностей инструментов и их сочетаний отличают лучшие струнные К. 20 в. (Б. Барток, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович).

Жанр фп. К. пользовался наибольшей популярностью в классич. эпоху (В. А. Моцарт); в последующее время композиторы обращаются к этому составу реже (Р. Шуман, С. И. Танеев).

Жанр вок. К. был особенно распространён во 2-й пол. 18-19 вв.; наряду с вок. К. смешанного состава создавались и однородные К. - для муж. голосов (родоначальником к-рых считается М. Гайдн) и для жен. голосов (много таких К. принадлежит И. Брамсу). В числе авторов вок. К. - Й. Гайдн, Ф. Шуберт. Представлены К. и в рус. музыке. В качестве части более крупного сочинения вок. К. (а cappella и с сопровождением оркестра) встречаются в опере, оратории, мессе, реквиеме (Дж. Верди, К. из оперы "Риголетто", Offertorio из его же Реквиема).

Г. Л. Головинский

реклама

вам может быть интересно

Дудук Музыкальные инструменты
Губная гармоника Музыкальные инструменты

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Орнаментика Термины и понятия
Татарская музыка Национальные культуры
Флексатон Музыкальные инструменты
Граммофон Музыкальные инструменты
Хельсинки Города
Премии музыкальные Термины и понятия
Монреаль Города
Andantino, андантино Термины и понятия
Forte, форте Термины и понятия
Кампанелла Музыкальные жанры

Реклама