Ноктюрн

Категории словаря
Каспар Давид Фридрих. «Двое, созерцающие луну»

франц. nocturne, букв. — ночной; итал. notturno, нем. Nokturne или Nachtstuck

Обозначение, применявшееся к различным по исполнительскому составу, форме и характеру музыкальным произведениям. В 18 и начале 19 вв. итальянским термином notturno называли род дивертисмента, близкое к кассации и инструментальной серенаде многочастное произведение, обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна). Встречались и одночастные ноктюрны для одного или нескольких голосов, обычно без сопровождения, близкие к вокальной серенаде (образцы у В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Россини и др.).

Обозначение "ноктюрн" применялось и к оперным "ночным" сценам. Дж. Филд своими ноктюрнами (17 или 20) утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую фортепианную пьесу мечтательного или элегического характера, обычно в репризной трёхчастной форме. Эту разновидность ноктюрна культивировал Ф. Шопен, углубивший и обогативший её (Ноктюрны ор. 9, 15, 27, 32, 37, 48, 55, 62, 72, 2 без опуса, всего 21 пьеса). Р. Шуман в понимании жанра исходил из одноимённых новелл Э. Т. А. Гофмана, акцентируя в своих ноктюрнах (Nachtstucke op. 23, 1839) причудливо-фантастические черты.

К. Дебюсси назвал "Ноктюрнами" триаду оркестровых пьес ("Облака", "Празднества", "Сирены", 1897-99), под впечатлением носящей то же название серии импрессионистических картин английского художника Дж. Э. Уистлера (1834—1903). Обозначение ноктюрном применялось также М. Регером (в "Четырёх фортепьянных пьесах" без опуса, 1903), П. Хиндемитом (в фортепианной сюите "1922"). В русской музыке образцы ноктюрнов имеются у М. И. Глинки (Ноктюрн для голоса и фп., для фп.), А. П. Бородина (Ноктюрн во 2-м струнном квартете), П. И. Чайковского (Ноктюрны для фп. ор. 10 No 1, ор. 19 No 4).

Литература: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, "Искусство", 1925, No 2; Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.

реклама

вам может быть интересно

Мейстерзингер Национальные культуры
Pas de chat, па де ша Балет и танец

Главы из книг

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Контрданс Музыкальные жанры
Франк Сезар Биографии
Венецианская школа Течения в искусстве
Хорватская музыка Национальные культуры
Шри-Ланки музыка Национальные культуры
Упражнение Термины и понятия
Октава Термины и понятия
Латышская музыка Национальные культуры
Лауреат Термины и понятия
Пассакалья Музыкальные жанры

Реклама