Джаз-банд

Категории словаря

Джаз-банд (правильнее джаз-бэнд, англ. jazz-band - первоначально жаргонное словосочетание, означающее "фривольный" или "малопочтенный" оркестр) - оркестр джазовой музыки. Название "Д.-б." впервые появилось в 1915 на афише танц. ансамбля Т. Брауна из Нью-Орлеана, выступавшего в Чикаго под названием "Tom Brown's Dixieland Jazz-Band" (см. Диксиленд). К исходу 1910-х гг. термин "Д.-б." распространился в США и Зап. Европе благодаря гастролям и грамзаписям др. нью-орлеанского ансамбля - "Original Dixieland Jazz-Band", исполнявшего мелодии рэгтаймов и креольских песен в "горячей" импровизац. манере, заимствованной у негр. музыкантов. Ряд произв., созданных этим коллективом и записанных на пластинки в 1917 (в т. ч. "Tiger Rag", "Barnyard Blues", "Ostrich Walk" и "Clarinet Marmalade"), явился первым звучащим документом истории джаза и сохранился в репертуаре совр. диксиленд-ансамблей. Успех "Original Dixieland Jazz-Band" побудил негр. исполнителей также использовать название Д.-б. В нач. 20-х гг. ведущим среди них был "Креольский джаз-банд" Джо Кинга Оливера, куда входил в числе др. Луи Сатчмо Армстронг. Лучшие записи этого ансамбля, сделанные в 1923 ("Snake Rag", "Mabel's Dream", "Workin' Man Blues" и ряд др. пьес), - классич. образцы нью-орлеанского джаза.

На протяжении последующего десятилетия понятие "Д.-б." относили уже не только к указанному типу инстр. составов, но и к характерным для них особенностям исполнительской интерпретации материала (включая специфич. способы звукоизвлечения), и к их репертуару. В дальнейшем соответственная область муз. иск-ва стала называться просто джазом, а выражение "Д.-б." вышло из употребления с ростом популярности нового стиля "суинг", опирающегося на иные принципы инструментовки и композиционной структуры.

В конце 30 - нач. 40-х гг. в связи с возрождением интереса к раннему периоду нью-орлеанского джаза термин "Д.-б." вновь приобрёл актуальность (хотя и в огранич. масштабе). Это способствовало активизации таких ветеранов, как трубач Банк Джонсон, тромбонист Эдуард Кид Ори, кларнетисты Дж. Льюис и О. Симеон, а также вызвало к жизни ряд новых ансамблей типа Д.-б., создаваемых, как правило, любителями из числа молодёжи. Среди последних наибольшего художеств. успеха добились трубач Лю Уоттерс со своим "Yerba Buena Jazz-Band" (названным в честь одноим. острова близ Сан-Франциско) и тромбонист Терк Мёрфи, проводивший спец. музыковедческие исследования для реконструкции подлинного звучания старинных джазовых пьес в исполнении своего оркестра. После окончания 2-й мировой войны 1939-45 традиции Д.-б. получили поддержку и за пределами США, в творчестве кларнетиста К. Лютера (Франция), трубача X. Литлтона (Англия), Г. Бэлла (Австралия), создавшего первый "Australian Jazz-Band", итал. группы "Roman New-Orleans Jazz-Band" и ряда др. коллективов в странах Старого Света. С сер. 50-х гг. ансамбли типа Д.-б. (именуемые обычно диксилендами) возникают в Польше (диксиленд З. Викарого), Чехословакии (секстет Л. Беззубки) и в СССР (Ленинградский диксиленд, моск. ансамбли В. Грачёва, А. А. Мелконова и др.), исполняющие джазовую классику, обработки современных мелодий, а также собственные произведения.

Литература: Condon E., Sugrue Th., We called it music, N. Y., 1947; Manone W., Vandervoort P., Trumpet on the wing, N. Y., 1948; Lоmax A., Mister Jelly Roll, N. Y., 1950; Ramsey Fr., Smith Ch., Jazzmen, L., 1957; Charters S. В., Jazz: New Orleans. 1885-1957, Belleville, 1958; Brunn H. O., The story of the Original Dixieland Jazz Band, New Orleans, 1960; Mezzrоw M., Wolfe В., Really the Blues, N. Y., 1966.

Л. Б. Переверзев

реклама

вам может быть интересно

Древнегреческая музыка Национальные культуры
Фонограф Музыкальные инструменты

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Колоратура Опера, вокал, пение
Поклон Балет и танец
Танец Термины и понятия
Флейта Музыкальные инструменты
Ренасимьенто Течения в искусстве
Балетмейстер Балет и танец
Частушки Национальные культуры
Дагестанская музыка Национальные культуры
Пунктирный ритм Термины и понятия
Прелюдия Музыкальные жанры

Реклама