Дебюсси. «Детский уголок»

Children’s Corner, L. 113

Композитор
Год создания
1908
Дата премьеры
18.12.1908
Жанр
Страна
Франция
Клод Дебюсси / Claude Debussy

Сюита для фортепиано

Сюита для фортепиано «Детский уголок» сочинялась постепенно (№ 3 — «Серенада кукле» — был опубликован уже в 1906 году) и Клод Дебюсси закончил ее в 1908 году. Он посвятил сюиту своей дочери — «моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует».

Заглавия всей сюиты и отдельных пьес на английском языке отражали достаточно распространенную среди французской интеллигенции еще со времен Бодлера, Верлена, Малларме англоманию (вдобавок, у Шушу была английская гувернантка) (Порою Дебюсси посылал даже друзьям новогодние пожелания на английском языке.).

Сопоставляя «Детский уголок» Дебюсси с «Детской» Мусоргского, А. Корто справедливо отмечал их различие. Указав на непосредственность и наивность цикла Мусоргского, Корто писал, что «Дебюсси, напротив, изображает в «Children’s Corner» изящные игры под присмотром, скромные шалости, ласковые жесты городской девочки и даже парижанки, уже кокетливой и немножко женщины, остроумная фантазия которой, как будто, умеряется временами угадываемым присутствием традиционной мисс».

Согласно крайнему мнению Вюйлермоза, «Детский уголок» вообще не отвечает детскому восприятию (недаром, мол, поэтому Дебюсси извинялся перед Шушу) и похож на «одну из тех роскошных игрушек, не забавляющих детей, которые родители осмотрительно запирают в шкаф». Подобное мнение едва ли не чрезмерно, хотя доля правды в нем есть, поскольку Дебюсси далеко не везде прост и непритязателен.

В первой пьесе цикла (под заглавием «Doctor Gradus ad Parnassum») сам Дебюсси писал Дюрану 15 августа 1908 года, что это — «род гигиенической и прогрессивной гимнастики: следовательно, подобает играть эту пьесу каждое утро, натощак, начиная «умеренно», чтобы закончить «оживленно». Я надеюсь, что ясность этого объяснения Вас очарует».

Очевидна и в самой музыке ирония Дебюсси по адресу Клементи, а заодно и по поводу всевозможных упражнений. Дебюсси подчеркивает приемы старых «формул движения», секвенции, дает репризу на доминантовом органном пункте и т. д. Но в музыке есть и искренняя увлеченность, поэтичная игра красок. К концу в очень умеренном масштабе, а все же развивается один из импрессионистских «экстазов» с блистательным утверждением тоники. Пьеса в целом симптоматична, как попытка Дебюсси слить прежние импрессионистские принципы с чертами неоклассицизма, которые все заметнее развиваются в его творчестве.

Две последующие пьесы («Колыбельная слонов» и «Серенада кукле») на наш взгляд заметно менее ярки. Первая из них рисует «слоновые нежности» довольно наглядно и с выразительными деталями (моментами чувствуется Мусоргский), но несколько монотонно. В пьесе «Серенада кукле» очень удачно построен по форме первый раздел (с четырьмя диезами в ключе) — музыка как бы плавно распускается. Но дальше немало длиннот, сквозят и черты равнодушия. Тема серенады с ее ходами кварт, снабженных форшлагами, чем-то напоминает темы, которые мы не раз встречаем у Равеля.

Четвертая пьеса цикла («Снег танцует»), напротив, превосходна по выразительности, хотя вряд ли может быть названа подлинно детской (Как правильно указал Ю. М. Оленев, в этой пьесе заметно влияние зимних образов Чайковского (Первая симфония и др.).). Пленяет здесь удивительная тонкость оттенков и свойственная всей музыке щемящая печаль. Несмотря на сравнительно значительные размеры пьесы, она слушается без утомления благодаря эмоциональной содержательности. Образ вновь задуман метафорически (как уловить звуки снега?), но найдена очень яркая и понятная аналогия: вместо созерцания суетливо-беспокойного полета танцующих снежинок мы слышим легкие торопливые удары звуковых «капелек». С присущим ему мастерством Дебюсси пластически меняет эмоциональную окраску, и «музыка» снега кажется то маняще привлекательной, то удивительно грустной (таковы долгие вздохи верхнего голоса в тактах 22—29). А дальше печаль волнующе усиливается. В тактах 34—38 слышны уже стоны, плач — и трудно распознать: плачет ли вьюга пли несчастный ребенок, застигнутый непогодой. Да и нужно ли различать? Обаяние этого лирического пейзажа в тесном слиянии голосов природы и человека. Вслед за возобновлением жалобных причитаний (такты 44—48) музыка ненадолго становится настойчиво тревожной, а затем (после репризы первой темы) постепенно затихает и стушевывается (Последние такты напоминают пьесу «Жук» из «Детской» Мусоргского.). Связь образа снега с печалью сохранится у Дебюсси и впоследствии.

В пьесе «Маленький пастух» выразительны контрастные сопоставления одноголосных наигрышей и наигрышей с сопровождением, натуральных ладов и хроматизмов, остро диссонирующих гармоний (Среди них построения из малой терции и увеличенной квинты, любимые Равелем.) и мягко, свежо, неожиданно звучащих тоник ля мажора и ми мажора. Очень своеобразно звучит также в тактах 24—25 контраст минорной тоники и мажорной субдоминанты (этот эффект «эхо» сродни Григу). По воспоминаниям Маргариты Лонг, Шушу сама играла пьесу «Маленький пастух» несколько лет спустя после окончания «Детского уголка» композитором.

Последняя пьеса цикла «Кукольный кэк-уок» выделяется среди всех остальных пьес своим «урбанистическим» интонационным строем. Дебюсси отдает очевидную дань американским остро ритмованным танцам, которые он высмеивал (по поводу Сузы) в одной из своих статей. Ирония присуща и музыке кэк-уока — ведь при всем интересе Дебюсси к «новым песням» из-за океана, он не мог их полюбить, как не мог полюбить и суету парижской жизни. (Насмешка ощутима и в самом названии: «Golliwogg’s Cakewalk»; ведь «golliwog» по-английски значит не кукла вообще, но кукла-урод, пугало.)

Блестяще подражая в «Кукольном кэк-уоке» звучаниям эстрадного оркестра (в частности, ударным и медным), Дебюсси одновременно прибегнул и к совсем иной иронии — по адресу Вагнера. Согласно сохранившемуся преданию, Дебюсси обещал первому исполнителю «Детского уголка» Гарольду Бауэру (ревностному вагнерианцу) заставить его публично смеяться над Вагнером. Тот был в полнейшем недоумении. Но после исполнения «Детского уголка» Дебюсси указал Бауэру на фрагменты из «Кукольного кэк-уока», где вслед за цитатой из «Тристана и Изольды» следует музыка, как бы подражающая смеху:

Это предание сообщает Н. Слонимский в своей книге «Путь к музыке», и надо признать, что оно хорошо согласуется с нашими представлениями о юморе Дебюсси вообще.

Ю. Кремлев

Фортепианное творчество Дебюсси

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама