Бородин. Струнное трио соль мажор

String Trio (G-dur)

Композитор
Жанр
Страна
Россия
Александр Порфирьевич Бородин / Alexander Borodin

В период становления своего индивидуального творческого стиля Александр Порфирьевич Бородин активно осваивал опыт западноевропейских композиторов. Своеобразным «испытательным полигоном», на котором подражание зарубежным образцам вступало во взаимодействие с самобытными национальными чертами и зарождающейся композиторской индивидуальностью самого Бородина, стала камерно-инструментальная музыка. К середине 1850-х гг. относится создание Струнного трио соль мажор. Это произведение предназначено для такого же инструментального состава, как и предыдущее ансамблевое сочинение, созданное композитором на основе русской народной песни – две скрипки и виолончель, но в данном случае основой музыкального развития становятся не образцы русского песенного фольклора, а оригинальные темы – что, впрочем, не исключает наличия в трио особенностей русской музыки, определяющих национальную природу творчества Бородина.

В отличие от одночастного Трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила», Струнное трио соль мажор представляет собою циклическое произведение, состоящее из двух частей. Судя по сохранившимся черновикам Бородина, композитор намеревался написать еще по крайней мере одну часть – скерцо. В уцелевшем фрагменте прослеживается стремление к господству непрерывной ритмической пульсации, но композитору в то время не удалось реализовать идею с таким совершенством, какое удовлетворило бы его. Подобные музыкальные образы были полноценно воплощены в последующих сочинениях Александра Порфирьевича – в Скерцо ми мажор для фортепиано, в Первой симфонии. Скерциозные образы получили дальнейшее развитие и в камерно-инструментальном творчестве Бородина – в Первом квартете. Но все это было гораздо позднее, а тогда – в середине 1850-х гг. – скерцо соль-мажорного Трио так и осталось нереализованным замыслом, не вышедшим за пределы эскиза, а произведение стало двухчастным, что не вступает в противоречие с его художественной ценностью и не препятствует исполнению Струнного трио соль мажор.

Первая часть имеет форму сонатного allegro, но не только это роднит ее с традициями западноевропейской классики конца XVIII – начала XIX столетия. Соотношение главной и побочной партий в экспозиции воспроизводит схему, типичную для венского классицизма. Главная партия исполнена энергии, ее отличает активный и бодрый характер. Опора на движение по звукам тонического трезвучия, взаимное уравновешивание восходящего и нисходящего движений вызывает ассоциацию с моцартовскими темами (особенно очевидным представляется сходство с первым элементом главной партии до-минорной сонаты Вольфганга Амадея Моцарта). Главной партии противопоставляется побочная, состоящая из двух тем – не лишенная подвижности, но размеренная, напевная и в целом спокойная. Заключительная партия интонационно родственна главной и тоже перекликается с темами Моцарта. В приемах развития, используемых в разработке, можно усмотреть нечто общее с Семнадцатой фортепианной сонатой Людвига ван Бетховена. Типичны для венского классицизма и каденционные обороты, используемые композитором. Но было бы ошибкой считать Allegro подражанием венским классикам в чистом виде – в нем проявляются некоторые черты, которые нетипичны для венского классицизма, но впоследствии будут нередко встречаться в произведениях Бородина. Обращает на себя внимание завершение разработки: возвращение активной, волевой главной партии не подготавливается постепенным нарастанием звучности – напротив, звучность как бы «истаивает», а затем, после цезуры, происходит внезапное «пробуждение». Таким образом, разработка превращается в относительно обособленный раздел. Типична для Бородина и вторая тема побочной партии – гибкая, пластичная, с плавными хроматизмами и минорной субдоминантой в мажоре.

Такое же сочетание чужих влияний и собственной индивидуальности можно наблюдать и во второй части – Andante, тоже имеющей сонатную форму. Протяженность лирических мелодий широкого дыхания сочетается в ней с остинатностью пунктирного ритма. Главная партия – спокойная и неторопливая – несколько напоминает «Грезы» Роберта Шумана, но в фактуре ее изложения присутствуют полифонические элементы. Эмоционально насыщенная побочная партия, излагаемая в «дуэте» скрипки и виолончели, перекликается с некоторыми страницами итальянской оперы. Краткие, но быстро гаснущие порывы чувств в разработке вызывают ассоциацию с романтическими образами Феликса Мендельсона-Бартольди и Франца Шуберта. Привлекает внимание тщательная детализация фактуры, свидетельствующая о том, что композитор достиг достаточно высокого уровня в области ансамблевого письма.

Струнное трио соль мажор представляет собой органичный сплав европейских традиций и творческой индивидуальности Бородина. Даже в ранний период творчества, ориентируясь на творения великих предшественников, композитор перенимает те черты их творческого наследия, которые особенно близки ему.

реклама

вам может быть интересно

Прокофьев. «Мысли» Фортепианные

рекомендуем

смотрите также

Реклама