Автентическая каденция

Категории словаря

Автентическая каденция, автентический каданс (от греч. aytentikos - главный, основной) - последование аккордов V ступени (доминанты) и I ступени (тоники), завершающее муз. построение или целое произв. Назв. происходит от автентич. средневековых ладов, в к-рых V ступень (доминанта) играла особенно важную роль.

Автентическая каденция получила широкое распространение с 17 в. Как и др. каденции (кадансы), Автентическая каденция может быть полной (D - Т) или половинной (Т - D). В свою очередь полные каденции разделяют на совершенные и несовершенные. В совершенных каденциях в басу даётся ход V-I ступени, а в верхнем голосе на I ступени звучит осн. тон аккорда. В несовершенных каденциях эти условия не соблюдаются, напр. D или T даются в виде секстаккорда, или заключительный тонич. аккорд - в мелодич. положении терции или квинты.

Литература: Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884-85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, оба издания вошли в Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Тюлин Ю., Учение о гармонии, М., 1966, гл. VII; Дубовский И., Евсеев С., Спoсобин И., Соколов В., Учебник гармонии, М., 1965.

Ю. Г. Кон
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Allegretto, аллегретто Термины и понятия
Уменьшённые интервалы Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Ашуг Термины и понятия
Свирель Музыкальные инструменты
Септаккорд Термины и понятия
Pas de ciseaux, па де сизо Балет и танец
Фразировка Термины и понятия
Осмогласие Церковная музыка
Многоголосие Термины и понятия
Речитатив Опера, вокал, пение
Венская классическая школа Течения в искусстве
Passe, пасе Балет и танец

Реклама