Обаяние сильнее харизмы

Первый сезон Дома музыки завершило выступление Кири Те Канава

Кири Те Канава

Появление в Москве знаменитейшей сопрано Кири Те Канава стало бы событием при любом стечении обстоятельств, однако организаторы гастролей не случайно приурочили их к закрытию сезона. В качестве финального аккорда концерт певицы стал эффектным вдвойне, сказав многое и о ее коллегах по сцене, и об аккомпанировавшем ей оркестре, и о Доме музыки.

Через небольшое время узловые моменты прошедшего сезона сложатся в общую картину, однако выступление Те Канава уже сейчас можно с уверенностью назвать одним из лучших вокальных концертов года. За прошедшие месяцы в Москве пели Джесси Норман, Вальтрауд Майер, Три Тенора (хотя и поодиночке), Мария Гулегина и многие другие. Однако едва ли кто-то из них смог представить столь же цельную и органичную программу, где демонстрировал бы свои сегодняшние возможности, а не напоминал о вчерашних. В шестьдесят лет Кири Те Канава сохраняет блестящую физическую и вокальную форму; полное отсутствие замашек звезды отличает Кири от других замечательных сопрано, посещавших Москву в этом сезоне, - речь о Джесси Норман и Марии Гулегиной. И пусть у одной из них мощнее харизма, а у другой - голос, Те Канава производит ничуть не менее сильное впечатление за счет богатства интонаций, непосредственности и обаяния.

На фоне роскошных нарядов Норман и Гулегиной платья Кири - черное с блестками и белое - казались попросту скромными, однако благодаря артистизму и чудесному, иногда пронзительному голосу Те Канава смотрится и звучит не менее эффектно. Примечательно, что Кири решилась петь без микрофона; не в первый раз в этом сезоне стало ясно, что для артистов экстра-класса непростая акустика Дома музыки не является проблемой. В программу вечера вошли арии и фрагменты из опер Моцарта, Бизе, Массне, Пуччини и других композиторов. Концерт открылся блоком номеров из моцартовской "Свадьбы Фигаро" - оперы, принесшей Кири мировую славу более тридцати лет назад.

Национальный филармонический оркестр и дирижер Джулиан Рейнолдс показали себя добросовестными аккомпаниаторами, однако инструментальные пьесы звучали не настолько благополучно. В интермеццо из "Манон Леско" медные духовые звучали как будто не в оркестре, а где-то над ним. Еще хуже дело обстояло с сюитой из оперы "Кармен" - Цыганскую песню сыграли чисто, но без какой бы то ни было стремительности, подобающей этой музыке. В дальнейшем нюансы звучания оркестра менялись согласно нехитрой схеме "чем громче, тем быстрее", однако в целом это не снизило значительности концерта. В финале Кири Те Канава поблагодарила московскую публику за теплый прием и исполнила два номера на бис. Так закончился первый сезон в Доме музыки. Кстати, среди звезд, которых здесь ждут в будущем году, уже называют скрипача Найджела Кеннеди.

Илья Овчинников

реклама