От Босха до Поланского: о чём новый фильм «Дворец»

Когда в сентябре 2023 года на юбилейном 80-м Венецианском кинофестивале прошла мировая премьера фильма Романа Поланского «Дворец» (англ. The Palace), оценки критиков были обратно пропорциональны зрительским рейтингам ожидания.

Перед нами — дерзкая сатира на современный мировой порядок, смелая попытка художественного осмысления актуальной международной повестки. В средневеково-карнавальном (по М. Бахтину) регистре здесь представлены все страны, континенты, поля и огороды. Фильм Поланского — это кино-вариация на тему текущей политической ситуации, которая действительно напоминает вульгарный пир во время чумы, гигантский угарный дебош в дорогом швейцарском отеле.

Фильм изобилует карнавальным смешением верха и низа: аудитор-консультант (Милан Пешель) в окружении русских моделей справляет нужду прямо на роскошный отель, потому что отельный туалет занят пингвином, преподнесённым в качестве подарка американским миллиардером (Джон Клиз) своей остроумно-обаятельной 22-летней (!) жене Магнолии с хитро-выстроенной жизненной позицией (Бронвин Джеймс), а жена российского посла, которого играет Илья Волох, извергает излишки новогоднего банкета на посольский лимузин с государственным штандартом РФ (к слову, машина российского посла символически перегораживает гостям выход из респектабельного отеля и мешает им разойтись по домам).

И неслучайно в строго продуманной мозаике сюжетных линий штамп на штампе сидит и штампом погоняет: именно поэтому вдумчивый зритель не отвлекается на художественные приёмы, а сразу проваливается в площадную стилистику итальянской комедии дель арте (театр масок XVI–XVIII вв.), в которой у каждого участника свой узнаваемый и строго очерченный функционал. Эта узнаваемость архетипов моментально запускает механизм комического (по Аристотелю) и позволяет без труда понять, что же на самом деле хотел сказать автор.

Именно поэтому американцы в фильме жирные, грубые и экзальтированные, русские мужчины — пьющие, спокойные и наглые (Виктор Добронравов, Антон Пампушный, Данила Котов, Лукас Якобски), а девушки все добрые, взбалмошные и непременно модельной внешности (Страхова Марина, Ольга Кент и Эма Мур).

Гарем арабских жён, зашоренных и дистанцированных, красноречиво отказывается войти в лифт, в котором европейский управляющий (блистательная работа Оливера Мазуччи) пытается провернуть аферу с трупом американского миллиардера, выдаваемого за пока ещё живого любителя фейерверков, в интересах милой и очаровательной толстухи в розовом, под которым подразумевается сине-жёлтый.

Чешская семья (Дэни Экснар и Ирина Кастринидис) выступает в роли самозваных бедных родственников богатого американского боксёра мистера Краша (роскошная самопародия Микки Рурка) и символизирует страны Восточной Европы, которые давят не столько на жалость своих заокеанских «внебрачных родителей», сколько на очевидное внешнее сходство. И всё это в жёстком пародийном национально окрашенном ключе.

Полна искромётно-сатирической символики и линия с французской маркизой (неподражаемая Фанни Ардан), которую после новогодней вакханалии приходит удовлетворить сексуальный сантехник-поляк Карол (Феликс Майер). Но не только Франция, запретившая фильм к показу, но и вся Старая Европа безжалостно представлена страшными старушками-крокодилицами, изуродованными латиноамериканским пластическим хирургом — доктором Лимой (Жуакин де Альмейда), который оказывается в окружении своих пациенток, как пушкинский гробовщик Адриан Прохоров из «Повестей Белкина».

Отдельно досталось и самой красавице Венеции, которая представлена в фильме образом порно-актёра Бонго Минетти в исполнении Луки Барбарески, продюсера и исполнителя главной роли в культовом фильме «Плащ Казановы» с великой Инной Чуриковой (1993). В фильме ему как обладателю большого и дорого застрахованного «инструмента» американские поклонницы-сноубордистки ломают на горнолыжном спуске нос.

Но и это всё лишь вершина айсберга под названием «Дворец» Поланского.

Как отметил в частной беседе блистательный русский актёр Александр Петров, сыгравший в «Дворце» роль российского олигарха Антона, находящегося на крючке у чекиста-посла, фильм Романа Поланского очень многослойный, он вскрывает много смыслов, задевает много тем, и поэтому его целевая аудитория необъятна, а содержание невозможно охватить после одного просмотра.

От себя замечу, что это и есть признак настоящего произведения искусства, подлинного шедевра, который бесит псевдоэстетов и вызывает дикий восторг у любого человека, обладающего умом, чувством юмора и вкуса, поскольку именно такой человек легко проникает в суть произведения, не зацикливаясь на гомерическом идиотизме используемых автором приёмов; приёмов, о которые спотыкаются ханжи, оскорбляющиеся за чувства верующих в то, что спустя 50 лет правомерно привлекать человека к уголовной ответственности на основе голословных показаний, которые совершенно нечем подтвердить.

«Дворец» Поланского отчасти и про этих сверхчувствительных людей без стыда и совести, но, конечно, не для них. Именно поэтому социальную пользу от фильма невозможно переоценить: ведь по реакции на него можно легко определить уровень адекватности собеседника — если новая комедия Поланского человеку не понравилась, то серьёзно об искусстве (а может быть, и не только о нём) с этим человеком говорить не стоит.

«Дворец» Поланского для тех, кто любит рассматривать, и в этом, несмотря на легко считываемую вакханалию образов Иеронима Босха, в историческом контексте он скорее занимает место в ряду полотен Питера Брейгеля Старшего, в которых среди маленьких человечков, напоминающих взрослых детей, намешано столько много всего и разного, что поначалу они производят впечатление несерьёзного баловства.

Фильм Поланского, как и картины Босха и Брейгеля, завораживает с первого взгляда и смотрится на одном дыхании. Фильм заканчивается движением камеры над оставленной гостями кучей мусора, посреди которой мексиканская чихуахуа, откормленная французской чёрной икрой, имеет жирного американского пингвина. Этот финал, недоделанный и незавершённый, намекает на пошлость трагикомического абсурда, происходящего сегодня в мире.

Разумеется, «Дворец» никакого отношения не имеет ни к российским «Ёлкам», ни к «Иронии судьбы 2», ни к «Гранд-отелю «Будапешт» (2014), хотя он непременно вызовет восторг у всех специалистов в области туризма, отельного и ресторанного бизнесов, он безусловно порадует всех работников сервисных служб постиндустриальной реальности — от горничных и доставщиков до бухгалтеров и юристов. В фильме высочайшая концентрация остроумно-развлекательного контента, и я не знаю, что должно произойти, чтобы это богатое смыслами и образами кино не имело успеха в прокате.

Новый фильм Романа Поланского является, наверное, самой мощной художественной инвективой, резким и дерзким обвинением всем, кто прямо или косвенно использует кровавые методы для решения политических вопросов.

«Дворец» Поланского — это фильм для настоящих интеллектуалов, глубокий и тонкий социально-политический артхаус, который мастерски мимикрирует под дешёвый масс-маркет. И чтобы создать такое феерическое кино на базе смешения всех жанров и стилей в абсолютно классической карнавальной эстетике, нужно быть по-настоящему талантливым, умно видящим и масштабно мыслящим режиссером, каким Роман Поланский, безусловно, является.

Фото с сайта kinopoisk.ru

Приглашаем посетить фан-сайт по мультсериалу «Южный Парк» (South Park), премьера которого состоялась в 1997 году, — https://kill-kenny.com/season-01/. Здесь собраны все серии для просмотра, описания серий и персонажей (тексты), скриншоты и прочее.

реклама