Шостакович, Кац, Венгеров…

Начало концертного сезона для Новосибирской филармонии уже традиционно и прочно завязано на дату 18 сентября. Это день рождения маэстро Арнольда Каца, чье имя носит Государственный концертный зал, основателя Новосибирского симфонического оркестра, знаковой фигуры для города.

Нынче — 95-й год со дня его рождения, что не могло остаться незамеченным его коллегами, учениками, с кем он выходил на сцену, кому дал путевку в жизнь, кто чтит его память. И послужило поводом для проведения целой серии концертов-посвящений мастеру, открывшихся 3 сентября симфоническим концертом с участием всемирно известного скрипача Максима Венгерова, чей график расписан на годы вперед. 15 лет он, воспитанник новосибирской скрипичной школы, не был на родине.

В свой прошлый визит, в 2004-м играл сольный концерт, рассказывал о себе, отвечал на вопросы. Эту встречу с земляками снимала тогда британская ТВ- группа BBC. До этого еще 16 лет его не было в Новосибирске. Хотя с Новосибирским симфоническим оркестром он выступал как солист на зарубежных гастролях, например, в Испании. Но оказалось, что невозможно забыть самые первые детские и юношеские впечатления совместного творчества с настоящим большим оркестром и его харизматичным дирижером.

— Ребенком я постоянно сидел в первом ряду на концертах и репетициях , — говорит Максим. — Ведь папа был артистом оркестра, играл на гобое , но с первого ряда его не было видно. Скрипачей — да. И конечно, дирижера. Помню, 5-летним мальчиком подошел к Кацу со словами: я тоже хочу, как ты, управлять оркестром. Он ответил: «Зачем это тебе? Учись на гобое играть. Папу я уволю, возьму тебя в оркестр». Чувство юмора у маэстро было удивительное.

Как видим, будущая знаменитость не прислушалась к этим словам. 40 лет спустя, на фестивале памяти Каца собравшаяся в Государственном концертном зале им. А.М. Каца публика увидела и услышала не только Венгерова-скрипача, но и Венгерова-дирижера в монографической программе музыки Дмитрия Шостаковича. Словно на одном дыхании прозвучали Первый концерт для скрипки с оркестром и 10-я симфония.

В последнее время Максим Венгеров культивирует такую форму своих концертов: в первом отделении выступает в качестве солиста, второе проводит как дирижер. Уже были программы с концертом и симфонией Чайковского, концертом и симфонией Брамса. Но Шостакович — это впервые. Впервые именно в Новосибирске. Почему был сделан такой выбор? Максим поясняет, что это связано с отношением к творчеству Шостаковича Арнольда Каца. Это был его автор. 10-я симфония Шостаковича вообще была первым произведением, исполненным 63 года назад только созданным оркестром, и в дальнейшем неизменно входила и входит в его репертуар. Можно вспомнить еще, как рисковал Арнольд Михайлович, беря к исполнению 13-ю, запрещенную в то время к исполнению симфонию Шостаковича на стихи Евтушенко «Бабий Яр». Рисковал и выигрывал.

Конечно, рисковал и Максим Венгеров, соединяя в одном вечере в двух своих музыкантских ипостасях два сложнейших произведения Шостаковича, по сути два огромных симфонических полотна, причём Первый скрипичный концерт тоже нередко именуют симфонией с солирующей скрипкой, звучащей порой как один из голосов оркестра. Так сложен и глубок, космичен мир его образов. Написанные 70 лет назад, примерно в одно время (конец 1940-х-начало 50-х), в один из самых тяжелых и мрачных периодов жизни композитора, после печально известного партийного постановления об опере «Великая дружба», где Шостакович заклеймен как «формалист», а музыка его признана вредной, они связаны между собой как история с продолжением.

Именно так и представляет эту музыку Шостаковича лауреат Грэмми, как очень личную и в чем-то автобиографичную. Ему, кстати, примерно столько же, сколько было Шостаковичу в период создания его шедевров, в конце августа исполнилось 45.

Его игра точна, выразительна, экспрессивна. Его дирижерская подача не менее точна и очень пластична. Ему удается вовлечь всех, и любящих Шостаковича, и не очень, в его особо устроенный нервный, обостренно чувствующий внутренний мир. Погрузить в размышления великого композитора и человека о жизни и о себе, с минутами юмора, иронии, даже сарказма, с ностальгическими нотками счастливых мгновений, кружения в вальсе, и неотвратимостью борьбы, отстаивания себя, своих идеалов в этом безумном мире.

Оркестр Новосибирской филармонии был настоящим соратником музыканта в его трактовках знаменитой музыки. Для артистов оркестра, впрочем, как и для слушателей, этот концерт памяти Маэстро стал грандиозным событием, выходящим за рамки только музыкальной жизни.

В свою очередь постигший, вопреки прогнозу Каца, дирижерские премудрости (девять лет учебы у народного артиста СССР Юрия Симонова) Венгеров говорил о нашем оркестре как о безусловно очень высоко ценимом на западе. И о Новосибирске как о городе, определившем его и не только его, еще многих известных музыкантов, развитие. Художественный руководитель и главный дирижер коллектива Томас Зандерлинг убежден, что это сотрудничество должно быть продолжено и для этого не потребуется ждать следующие 15-16 лет.

Его поддерживает и сам Максим. Он привез в Новосибирск всю семью, включая папу, по-прежнему Алика для коллег-оркестрантов, маму, 15 лет назад презентовавшую свою книжку «Педагогический этюд» о формировании чудо-ребенка, и еще двух дочек с именами из «Пиковой дамы» Чайковского (Полину и Лизу), несмотря на юные годы, прилежно осваивающих виолончель и рояль. Они посетили Зоопарк и театр, в то время, как папа репетировал с оркестром, и даже съездили на свою дачу в Буготак.

Между тем цикл музыкальных приношений Арнольду Кацу, народному артисту СССР продолжается. Среди участников следующих концертов будут также пианистка Екатерина Мечетина, Татьяна Ворожцова (сопрано), Николай Лоскуткин (бас). На сцену выйдут все три коллектива, обязанные своим рождением Кацу: не только симфонический оркестр, который он возглавлял более 50 лет, но и Концертный духовой, и ансамбль солистов «Новосибирская Камерата». И конечно не обойдется без фирменного симфонического концерта 18 сентября, в день 95-летия со дня рождения Маэстро.

Марина Логинова, Новосибирск

реклама