В день рождения Моцарта

«Musica Viva» снова в «Зарядье»

Какая музыка должна звучать в день рождения Моцарта? Конечно же, – Моцарта! И в день его рождения 27 января, 263-й по счету, музыка Моцарта в Большом зале концертного комплекса «Зарядье» как раз и звучала! Концерт задумали Московский камерный оркестр «Musica Viva» и Александр Рудин (его художественный руководитель и главный дирижер). С момента открытия в столице новой концертной площадки данное выступление «Musica Viva» – уже здесь третье (до этого один концерт был в Большом зале и один в Малом).

В качестве солистов в программе приняли участие Надежда Павлова (сопрано) и Морган Пирс (бас-баритон). Первая – весьма известная сегодня солистка Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, а второй пожаловал к нам из далекой Австралии. Любимец московской публики, в проектах оркестра «Musica Viva» он принимает участие уже не впервые. Этого замечательного зарубежного исполнителя благодаря ангажементам оркестра мы, собственно, и открыли, так что новой встречи с ним ждали с нетерпением. И поэтому сразу же необходимо сказать: ожидания не обманули и на сей раз!

На этом концерте прозвучали фрагменты из популярнейших опер композитора, таких как «Похищение из сераля» (1782, КV 384), «Свадьба Фигаро» (1786, КV 492), «Дон Жуан» (1787, КV 527) и «Волшебная флейта» (1791, КV 620), а также две концертные арии под аккомпанемент оркестра. В исполнении сопрано – ария «Vorrei spiegarvi, oh Dio!» (1783, KV 418), а в исполнении баса (с солирующим контрабасом) – ария «Per questa bella mano» (1791, KV 612). Музыкальной изюминкой вечера, несомненно, стала Симфония № 38 ре мажор («Пражская», 1786, KV 504). Но, пожалуй, не менее интересным стало то, в какой форме она была представлена во втором отделении. «Пражская симфония» прозвучала, словно сюита, когда в «перерывах» между частями Симфонии исполнялись арии из опер Моцарта! Необычно? Конечно! Интересно? Да! Но главное – то, что эта задумка оказалась стилистически органичной и музыкальное впечатление произвела очень сильное и яркое!

Вообще, репертуарная подборка вечера-посвящения Моцарту оказалась тематически выдержанной в аспекте музыкально-исторической связи Вены и Праги. Венская премьера «Свадьбы Фигаро» прошла, как известно, весьма прохладно и незаметно. А далее обращусь к собственному же обзору на предмет исполнения «Пражской симфонии» в пражском «Рудольфинуме» в прошлом сезоне: «Хотя Моцарт написал названную выше Симфонию в Вене, где с 1781 года вел жизнь свободного художника, ее премьера в рамках авторского концерта композитора состоялась в январе 1787 года в Праге, где годом ранее фантастический, невиданный ранее Веной триумф испытала его опера “Свадьба Фигаро”.

В октябре 1787 года в Праге на сцене Сословного театра с неменьшим успехом прошла мировая премьера его оперы “Дон Жуан”, и, кажется, в известной степени “серьезность”, страстность и драматический нерв “Пражской симфонии” предвосхитили пульсацию драматизма бессмертного “Дон Жуана” – оперы, которую еще только предстояло написать. Повышенный энергетический фон этой симфонии, скорее всего, и склонил композитора не включать в нее после центральной медленно-лирической части традиционный менуэт, так что эта его работа так и осталась трехчастной».

Опере «Свадьба Фигаро» была посвящена первая часть первого отделения. Прозвучали увертюра, дуэт Фигаро и Сюзанны: «Se a caso madama la notte ti chiama» и ария Фигаро «Se vuol ballare, signor contino». Далее из «Дон Жуана» мы услышали увертюру, серенаду Дона Жуана «Deh, vieni alla finestra», арию Донны Анны «Crudele! Ah no, mio bene!» и дуэт Дон Жуана и Церлины «Là ci darem la mano». Первое отделение вечера включило в себя и обе концертные арии, а во втором между первой и второй частями «Пражской симфонии» прозвучали бравурная ария Констанцы «Martern aller Arten» из «Похищения из сераля» и еще одна – тоже бравурная – ария Фигаро «Aprite un po’quegli occhi». Между второй и третьей частями Симфонии была исполнены лишь одна ария Папагено «Der Vogelfänger bin ich ja» из «Волшебной флейты». В финале программы из этой же оперы прозвучали два дуэта: сначала Папагено и Памины «Bei Männern, welche Liebe fühlen», а затем знаменитый дуэт Папагено и Папагены «Pa-pa-pa-pa-pa-pa-Papagena! ... Pa-pa-pa-pa-pa-pa-Papageno!».

Вот такая интересная «репертуарная драматургия» сложилась в обсуждаемый вечер. И проводником этой музыкальной драматургии оркестр, ведóмый своим главным дирижером, оказался, как всегда, живым, предельно точным, корректным, стилистически безупречным. «Алгебру гармонии» Моцарта, просчитанную композитором, кажется, «с точностью до миллиметра», он нес на захватывающем нерве музыкальной интерпретации! При всей стилистической общности прозвучавших увертюр и Симфонии, этот нерв каждый раз пульсировал по-разному, каждый раз создавал свою уникальную эмоциональную ауру, которая на уровне подсознания перетекала со сцены в зрительный зал. Александр Рудин – музыкант точных, емких и красочных характеристик, и оркестр под его дирижерскими пассами, щедрую палитру этих характеристических красок создавал и на сей раз.

Вокальные номера, за исключением двух концертных арий, репертуарного эксклюзива не выявили, но зато их интерпретации доставили истинное меломанское удовольствие! И певец, и певица также показали себя превосходными «стилистами» в музыке Моцарта, представ подлинными союзниками маэстро-дирижера, аккомпанемент которого сливался с вокальной линией солистов просто изумительно! И в дуэтах чувственные и сильные голоса исполнителей также сливались необычайно органично, а их техническая уверенность в быстрых пассажах, легкая маневренность в высокой тесситуре, мощная «пропитанность» legato и кантиленой просто завораживали! Это убедило в том, что Моцарт в современной трактовке исторически-ориентированным «изыскам» очень даже способен дать фору!

Фото предоставлены отделом по связям с общественностью Зала «Зарядье»

реклама