Музыка пармских ветров

Королевский подарок от Teatro Regio di Parma

Королевский оперный театр Пармы

Итальянская область Эмилья-Романья – это не только знаменитые болонские колбасы, не только обдуваемая ветрами пармских холмов янтарная ветчина (prosciutto di Parma) и не только известный на весь мир «Пармезан». Заметим, что полная «регалия» этого сорта сыра – Parmigiano-Reggiano (вторая часть обусловлена названием города-соседа Reggio [nell’] Emilia) и что это – исконно итальянское изобретение, а не французское, как многие зачастую ошибочно полагают. Но для истинного меломана гораздо важнее другое. В этих местах, в тогдашней глухой деревушке Ле Ронколе (Le Roncole, современное название – Roncole Verdi) в окрестностях Фиденцы, расположенной неподалеку к северо-западу от Пармы, родился Верди – один из колоссов итальянской оперы XIX века. При этом, говоря о родине Верди, очень часто называют не место его фактического рождения, а Буссето (Busseto) в пяти километрах от Ронколе – вторую родину композитора, городок, куда он переехал в 1824 году под покровительство мецената от музыки Антонио Барецци. Сама же Парма – родина Артуро Тосканини, выдающегося итальянского дирижера XIX – XX веков. Другой не менее известный эмильянец Лучано Паваротти, родившийся в Модене, вписал свою фантастически яркую страницу в вокально-оперное искусство XX века. Но музыкальные колоссы рождаются и уходят, зато остается их великое искусство, запечатленное в изданиях партитур, а также в разнообразной аудио- и видеомузыкальной продукции. Остаются, продолжая жить в XXI веке, и великие оперные театры, история которых овеяна легендарным музыкальным прошлым.

Один из таких театров – Королевский оперный театр Пармы (Teatro Regio di Parma), первоначально называвшийся Teatro Ducale, то есть Герцогским театром. Его сооружение на месте бывшего монастыря Святого Алессандро началось в 1821 году по волеизъявлению Герцогини Пармской Марии-Луизы (архитектор – Никола Беттоли). Торжественное открытие нового театра состоялось в 1829 году оперой Беллини «Заира». Но наиболее тесно вся история этого оперного дома закономерно связана с именами Верди и Тосканини, выдающегося интерпретатора сочинений «композитора из Буссето». Как правило, за сезон театр выпускает четыре оперные постановки, но в 2004 году в этих стенах основан и с этого момента ежегодно проводится Фестиваль Верди. Основная цель фестиваля – представить к 200-летию со дня рождения композитора, которое выпадает на 10 октября 2013 года, если и не все, то как можно больше разнообразных названий вердиевского репертуара. Первые три фестиваля (2004 – 2006) проводились в мае-июне, последние три (2007 – 2009) – в октябре. Фестиваль 2010 года также запланирован на октябрь. По-видимому, сроки его проведения (1 – 28 октября), как и трех предыдущих музыкальных смотров, сохранятся и в будущем, ведь в этом случае дата рождения Верди (10 октября) попадает почти на середину фестивального периода.

За шесть лет в рамках фестивальной программы были представлены «Симон Бокканегра», «Корсар», «Эрнани», «Аида», «Трубадур», «Макбет», «Луиза Миллер», «Оберто, граф Сан-Бонифачо», «Травиата», «Жанна д’Арк», «Риголетто», «Набукко», «Двое Фоскари», а также знаменитый «Реквием» композитора, однако за счет текущего репертуарного проката список вердиевской театральной продукции, выпущенной за эти годы, оказывается шире. К примеру, сезон этого года открылся оперой «День царствования» («Мнимый Станислав») [Un giorno del regno (Il finto Stanislao)]. Любопытно, что название этой оперы общепринятая русская традиция переводит ровно с точностью «до наоборот»: «Король на день» или – еще более радикально – «Король на час»! В предварительной фестивальной программе этого года снова «Трубадур» и два новых названия – «Сицилийская вечерня» и «Аттила». Если в первые три года оперные постановки фестиваля прокатывались исключительно на сцене Teatro Regio di Parma, то с 2007 года география охвата этой музыкальной акции расширилась за счет включения в фестивальную орбиту и других театров «заповедной территории Верди» – области Эмилья-Романья. Речь идет о театрах, которые находятся наиболее близко от Пармы. Среди них – Teatro Comunale Luciano Pavarotti di Modena, Teatro Verdi di Busseto и Teatro Municipale Valli di Reggio Emilia. В год 200-летнего юбилея Верди пройдет и первый юбилейный фестиваль, который справит свое 10-летие. Остается только пожелать этому замечательному смотру, чтобы его первый юбилей ни в коем случае не стал бы последним, а год от года развивал традиции и устанавливал бы планку стандартов и стиля интерпретации вердиевского репертуара!

Пармская публика, очень пристрастная и образованная, представляет собой, что называется, когорту профессиональных меломанов и настоящих фанатов композитора. Иные ее представители способны даже взять с собой в зал партитуру, чтобы в случае чего выказать свое недовольство по поводу певцов, оркестра или дирижера. Такая она, не в меру темпераментная и патологически недовольная всем и вся итальянская публика! И поэтому в 2001 году с «итальянским самоваром», сделанным в России, на «территорию Верди» лучше было бы и не соваться вовсе! В этом «красноречиво» убедили гастроли Мариинского театра со спектаклем «Бал-маскарад» под управлением Валерия Гергиева, которые были приурочены к 100-летию со дня смерти Верди. Хотя отечественная официозная пресса как всегда привычно отрапортовала о «успехе» этой акции на родине Верди, реальная ситуация была просто на грани провала… Но, как говорится, дело прошлое – «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» Тем паче не может не вызывать законного удовлетворения и восхищения тот факт, что за постановку «Травиаты» на Фестивале Верди 2007 года, которой дирижировал Юрий Темирканов, ему была присуждена премия национальной итальянской критики «Abbiati». И впоследствии уже вполне закономерным шагом стало то, что в 2009 году маэстро Темирканов занял в этом театре предложенный ему пост музыкального руководителя.

В том, что нынешняя планка исполнительского качества оркестровых музыкантов Teatro Regio di Parma находится на высочайшем профессиональном уровне, 12 марта этого года смогла убедиться и московская публика. Ансамбль солистов Королевского оперного театра Пармы при полном аншлаге и с огромным, поистине феноменальным успехом выступил на сцене Концертного зала имени Чайковского в рамках филармонического абонемента «Музыкальные вечера». Этот уникальный коллектив возник в 2007 году на основе «Пармского оперного ансамбля», основанного в 1996 году. Создатель и руководитель обоих коллективов Серджо Пеллегрини – скрипач и концертмейстер ансамбля – поставил задачу обогатить классический репертуар камерных оркестров музыкой из опер XIX века и в деятельности созданного им ансамбля достиг весьма впечатляющих результатов. Сейчас этот коллектив уже называют одним из лучших итальянских камерных ансамблей подобного рода. Оригинальная структура позволяет ему трансформироваться в различные составы – от трио до камерного оркестра.

Неподдельное преклонение перед оперным жанром превратило ансамбль в авторитетного эксперта по созданию камерно-оркестровых транскрипций инструментальных фрагментов и арий из опер Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди и Пуччини. Следует пояснить, что, не ограничиваясь только инструментальным музицированием, коллектив из Пармы сотрудничает и с известными оперными певцами, к примеру, с такими как Микеле Пертузи, Мариэлла Девиа, Ева Мэй, Дезире Ранкаторе, Франческо Мели, Анник Массис… Богатая дискография ансамбля получила признание у таких экспертных итальянских журналов, как «Amadeus» и «L’Opera». Шесть из десяти альбомов коллектива записаны с участием оперных исполнителей. Но особо необходимо обратить внимание на эксклюзивный двойной CD-альбом под названием «Complete Chamber Music», включивший в себя полное собрание камерно-вокальных сочинений Верди.

Ансамбль солистов Королевского оперного театра Пармы приехал в Москву в следующем составе: две скрипки, альт, виолончель, контрабас, валторна, фагот, флейта и два кларнета. Авторами исполненных произведений стали Стефано Франческини и Джакомо Скарамуцца. Естественно, что и на этот раз незыблемую основу программы выступления итальянских солистов составили переложения инструментальной оперной музыки. Сначала разогрев слушателей зажигательной увертюрой к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, а после этого поразив невероятно тонким и изысканно филигранным прочтением увертюры к россиниевской «Золушке», музыканты на таком психологически трепетном нерве, вторгавшемся буквально в глубины человеческого подсознательного, сыграли увертюру к «Норме» Беллини, что только и оставалось воскликнуть «Браво!». Конечно же, звучал в этот вечер и Верди: в первом отделении концерта были исполнены вступление к популярной «Аиде», увертюра к экзотической для отечественного слушателя «Жанне д’Арк» и танцевальная музыка из «Отелло», которую композитор досочинил для парижской постановки 1894 года. В продолжение танцевальной темы второе отделение открылось достаточно масштабной по времени звучания балетной сюитой «Четыре времени года» из «Сицилийской вечерни», оперы, как и «Дон Карлос», написанной Верди изначально для Парижа и на французское либретто.

Поначалу мне показалось, что соседство с оперной классикой таких композиторских имен, как Астор Пьяццола, Нино Рота и Эннио Морриконе, вряд ли будет уместным. Однако все сомнения рассеяла не только сама потрясающая музыка, но и высочайшее мастерство ее исполнения. Либер-танго Пьяццолы «Забвение», музыка Роты к фильму «Амаркорд» Федерико Феллини и музыка Морриконе к фильму «Однажды в Америке» Серджо Леоне стали весьма эффектным расширением основной тематики вечера.

В блаженстве внимая игре пармских «королевских солистов» и ясно отдавая себе отчет в том, что это именно камерное исполнение и что общая насыщенность звучания его инструментальной палитры не может соперничать с большим оркестром, невозможно было отделаться от ощущения, что ты слушаешь полноценный оркестр, хотя в нем всего-то две скрипки! Но зато какие! Серджо Пеллегрини – просто скрипач-виртуоз, скрипач-оркестр! Его безупречную исполнительскую технику уверенно дополняет яркая артистическая эмоциональность. А какие ювелирно точные и при этом интонационно выразительные crescendi демонстрировал этот ансамбль-оркестр в увертюре к «Золушке»! Безусловно, свой вклад в восторженность впечатлений внесли и сами по себе мастерски сделанные переложения для инструментального ансамбля. Однако фигура исполнителя на концертном подиуме в данном случае всё же определяющая. К сожалению, поименный состав участников московского выступления в слушательской программке приведен не был. А жаль! Каждый из них достоин персонального упоминания, ибо это всё солисты высочайшего класса! Наверное, только такие музыканты и могут играть в оркестре Королевской оперы Пармы, и поэтому, наверное, они, как никто другие, и смогли в начале весны с изяществом и благородством «вручить» московской публике истинно королевский музыкальный подарок.

реклама